Найти тему

Артикуляционная диспраксия

Оглавление

Все люди иногда проявляют неуклюжесть, неповоротливость. Трудности движения в детском возрасте могут быть обусловлены диспраксией. Это не просто неуклюжесть, а невозможность интегрировать движения и мыслительные функции. Поговорим о диспраксии, и о том, как ее преодолеть.

Что такое диспраксия

Диспраксия — это своеобразное двигательное расстройство, при котором ребенок испытывает трудности в координации и выполнении сложных и целенаправленных движений.

При этом у ребенка нормальный мышечный тонус и нет парезов и параличей

Ребенку с диспраксией трудно даются игры, где нужно использовать мелкую моторику, он не может завязать шнурки, одеться, сказать или написать слово.

Это нарушение еще называют «синдромом детской неуклюжести». Ребенку трудно дается управление всеми своими движениями

Как диспраксия проявляется у детей

  • в раннем возрасте — нередко задержка моторного развития: позже переворачивается, садится, встает, ходит. Нередко пропускает стадию ползания
  • несвойственная возрасту неуклюжесть, которую нельзя объяснить с медицинской точки зрения: спотыкается, падает на ровном месте, долго не может нормально ловить, пинать и бросать мяч
  • долго учится навыкам самообслуживания, несмотря на все усилия родителей,не попадает ложкой в рот (и то же самое с кружкой), ест неаккуратно, предпочитает использовать руки вместо столовых приборов. Также тяжело учится одеваться, раздеваться, обуваться
  • задержка развития речи (требуется консультация логопеда, так как для детей до 3 лет это может быть нормой): первый слог говорит, а дальше ступор, нарушается слоговая структура (перестановка слогов в слове, пропуски слогов: вместо «молоко» — «моко» или «комоло»), пропускает согласные, заменяет сложные согласные простыми (не «сушка», а «фуфка»)
  • бывают «застревания» — когда ребенок несколько раз повторяет последнее сказанное слово или слог, пытаясь переключить артикуляцию на дальнейшее высказывание, при этом видно, что это не просто повторение — он думает как дальше сказать
  • страдают мелкомоторные действиями — трудно удерживать карандаш в руках, а значит рисовать, писать, раскрашивать. Нелегко даются вещи типа пальчиковой гимнастики, лепки из пластилина, вырезания ножницами, не любит конструкторы.
  • в работе с рисунками, прописями ребенок может некоторое время продолжать неправильные движения по инерции, даже видя ошибку
  • позже, чем другие дети, осваивает сложные моторные движения: прыжки, езду на самокате и велосипеде
  • при чтении теряет строки, поворачивает голову по ходу текста вместо того, чтобы следить за предложениями глазами.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой стороне речи

  • искажение фонетических характеристик звуков
  • замены фонем
  • отсутствие автоматизации звуков
  • пропуски согласных и гласных звуков
  • перестановки слогов
  • смешение освоенных фонем
  • лексико-грамматические нарушения
  • сложность в построении фраз, предложений

Этот вид диспраксии называется артикуляционной

-2

Артикуляционная диспраксия затрудняет координацию мышечных движений, необходимых для произнесения слов. Дети с этим видом диспраксии разговаривают невнятно, их трудно понять на слух.

Выявляем диспраксию на диагностике

Артикуляционная диспраксия становится заметна при выполнении движений: высовывание языка, надувание щек, прикусывание губ, сжимание губ, горизонтальные и вертикальные движения языком из стороны в сторону. Ребенок не выполняет по инструкции движения: щелканье языком или его перемещение из стороны в сторону, даже если инструкция понятна ребенку.

В последнее время детей с диспраксией становится все больше. Причиной тому — неполноценное развитие нейронов в коре головного мозга. Дети не могут произносить простые слова «Та-ня», «Ва-ня», «Ка-тя» из-за невозможности поднять язык на втором слоге, произвести серию движений языком. Поэтому нарушается звукопроизношение и слоговая структура слова.

О том, как корректировать диспраксию, поговорим в следующей статье.