Несомненно, для качественной работы психологу необходимо обладать большим объемом знаний, которые он мог бы использовать для помощи своим клиентам. Но достаточно ли лишь одних знаний для работы в сфере человек-человек, где непосредственно объектом трудовой деятельности является человек и его психика?
Все больше в наше время специалисты говорят о том, что психолог работает не только посредством использования своих профессиональных навыков и большого объема изучаемой информации о строении психики и механизмов действия ее процессов, но и в большой степени “лечит” своей личностью и присущим ей качествам.
Полагаю, множество личностных качеств человека можно обозначить профессионально важными. Среди других прочих я выделяю пять основных: эмпатийность, внимательность, проницательность, этичность, самоконтроль. Далее раскрою смысл и роль каждого из качеств подробнее в моем понимании.
На первое место я выдвигаю такое качество как эмпатийность. Эмпатия - один из главных инструментов в работе психолога. Конечно, для качественного использования эмпатии в работе, психологу необходимо иметь хорошую связь со своим телом и психикой для того, чтобы безошибочно определять свои отклики на поведение и слова клиента. Для этого психологу необходимо самому находиться на психотерапии и быть глубоко проработанным в отношении своих личных проблем. Одна из ситуаций, когда может быть использован эмпатийный отклик в работе психолога: клиент рассказывает вам о ситуации, которая недавно произошла у него на работе, вы начинаете испытывать страх, понимаете, что не можете в этой ситуации бояться клиента, делаете вывод - это эмпатийный отклик, работаете далее на основании этого заключения. (Подробнее об этих процессах в работах по современному психоанализу Вейкко Тэхкэ)
Следующей по важности я выделяю внимательность. Нужно быть невероятно сосредоточенным и внимательным в процессе работы, чтобы одновременно слышать, что и как говорит клиент, видеть, что происходит с его телом и мимикой, отслеживать свои реакции, контролировать свое поведение, обдумывать свои реплики, делать записи и при это не упустить важных деталей, необходимых для представления полной картины того, что происходит с клиентом и построения наиболее приближенных к реальности гипотез о ситуации клиента.
Проницательность, на мой взгляд, необходима по схожим с предыдущим пунктом причинам: психологу важно за речью и мимикой человека увидеть настоящую суть дела, уловить мельчайшие эмоции, сопоставить факты, зрить в корень проблемы.
Также не менее важной в работе психолога считаю этичность. Этичность - это действие в рамках этики, то есть совокупности норм и правил поведения, морали. Психологи работают с абсолютно разными людьми: разных профессий, социального статуса, возраста и пола, ориентации, религии, разного воспитания, разных моральных принципов и взглядов на этот мир. Найти общий язык и сформировать уважительные взаимоотношения с любым представителем общества поможет этичность в комплексе с соблюдением личных границ.
В ситуациях, когда личные границы все же нарушены, либо затронута щепетильная для психолога тема, либо же клиент по каким-то причинам преднамеренно пытается вызвать в психологе негативные эмоции, необходимым качеством будет последнее из тех, что я сегодня назову, - это самоконтроль. Самоконтроль важен в любой деятельности, подразумевающей работу с людьми, ведь другой человек всегда вызывает в нас какие-либо эмоции и очень важно, особенно в деятельности психолога, сохранять спокойствие и уметь этими эмоциями управлять.
Есть еще множество личностных качеств, которые могли бы быть отличным подспорьем в работе психолога в личном консультировании. Те, которые я описала выше, по моему мнению, являются наиболее важными.
mulepom4b38z9a33