Найти тему
1001.ru

О вкусах спорят

Однажды в глубинке...

Принято считать, что о вкусах не спорят. Но почему? Если мы не будем этого делать, то весь мир погрузится в безмолвие. Важно именно то, как ты споришь, а вернее, ведёшь диалог. В конце концов, можно получить удовольствие и от процесса или вовсе родить истину.

Я хочу рассказать историю, которая, как мне показалось, будет интересна, в независимости от её очень специфической темы…

Захожу я с другом в обычный магазин дисков, как это обычно мы делаем, когда летом появляется свободное время. Заходим посмотреть фильмы, компьютерные игрушки... 
Я первым делом иду осматривать стеллаж с музыкой. Смотрю английскую букву «E» и не наблюдаю там Элвиса.

Раздосадованный, я ещё погулял по магазину, и, поскольку ничего для себя не нашёл, мы с моим компаньоном собрались уходить, и у порога я с вызовом бросаю фразу, мол, 16-е августа (день памяти) скоро, могли бы и с Элвисом что-то заказать, а то, как всегда, ничего нового нет...

Продавец (лет 26) тем временем, одетый весь в чёрное, разговаривая со своим собеседником (лет 30), также одетым в цепи и чёрное, обидевшись, посмотрел на меня и с не меньшим вызовом сказал:

— «Новое»? Дак Элвис уже давно это... Спит. — Пошутил «смешно» продавец. 
- «Элвис жив, он просто улетел на свою планету» — это, во-первых, а, во-вторых, то, что он «спит», не мешает выходу редких релизов, концертов, ауттэйков, домашних записей и прочего...

Тут неожиданно в спор ввязался второй его друг...

— Ты имеешь в виду ремастеринг старых песен?
— Нет, я имею в виду концерты, которые официально не издавались.
— Да? И где ты их найдёшь? Ждать, пока кто-то возьмёт с полки магнитофон и перепишет в цифру, чтобы после слушать это в дерьмовом качестве?
Тут я понимаю, что пошла заявочка на интересный разговор...
— Для коллекции хотя бы.. Да и не всегда они в дерьмовом качестве. И к тому же есть мощные концерты сильнее официальных иногда. Декабрь 75-ого, август 72-ого или 74-ого, февраль 77-ого, послушайте как-нибудь...

-2

— Да ну... Мне такое и для коллекции не надо. Да и к тому же, что, их много? Сколько у него альбомов всего? 60-то хоть наберётся?
— Ага, 65 прижизненных и наберётся (не считая такие альбомы, как Elvis Talks, разумеется).
Пауза, в которой надо было видеть лица обоих «матёрых музыкантов».
— Да ну-у... А всего? 150 будет?
— Пф-ф... Будет и 150. Будет и больше, уже не прижизненных, конечно. Вы даже представить себе не можете, сколько у него этих концертов было.
— Ой, а 500?
— Он давал больше тысячи живых концертов, и это только с 1969-ого по 77-ой. А ещё есть 50-е, малая часть начала 60-х. Представьте, что хоть один кто-то сидел из многотысячной аудитории и записывал концерт. 
— Ну я проверю... Сомневаюсь, что у Пресли столько материала.
— Проверьте, проверьте…

— А ты знаешь группу Meathook Seed?

Тут моей уверенности поубавилось.

— Нет.
— А Napalm Death?
— Ну, эту знаю.
— Знаешь такого парня — Шэйн Эмбери?
— Нет.
— Так вот познакомься с его творчеством. Вот он — трудяга. 30 проектов у мужика! Столько групп. Хоть понимаешь, что в голове у мужика происходило? А Элвис — это технарь, как и «Битлз»...

-3

— Ух ты... Ну, я спорить не буду, я и знать не знаю, кто это вообще такой. Какие годы?
— Конец 80-х.
— (Поперхнулся) Ну ясно, я могу сказать одно: если бы не этот, как вы говорите, «технарь», не было бы ваших групп в принципе.

Оба мужика в унисон:

— Да, ну конечно!

— Серьёзно вам говорю. Человек открыл дорогу для рок-н-ролла. Он его фактически создал.
— Ошибаешься, не он рок-н-ролл создал.
Тут мой приятель, с которым я зашёл, наконец, по сотому раз просмотрев весь магазин, сказал:

— Ох, не знаете вы, с кем связались. Где тут присесть можно...

Как будто его не замечая, мы продолжили:
— Нет, ну, понятно, что истоки надо брать ещё с негритянских госпелов, — сказал я.
— Да-да, в том-то и дело!

-4

— Но вы послушайте разницу... Взять Билла Хейли, например. Послушайте его запись даже 1952-ого или 53-ого года. И Пресли 1954-56-ого года. Обнаружите, что у Билла Хейли это не рок-н-ролл вовсе. Роккабилли, возможно, хотя его пел уже и Элвис. Но, вообще, чуть ускоренное кантри и наличие в нём саксофона не являются рок-н-роллом. До этого рок-н-ролл слушали и исполняли только чёрные, а Элвис сломал эти рамки. Билл Хейли пел, как белый, а Элвис, как чёрный. Показал, что на сцене можно не просто стоять а-ля Синатра и петь песенки по стойке смирно. Что необязательно петь для общей массы эстрадные и кантри-песенки. Был бы ваш панк, глэм-рок, метал и прочее без элвисовской манеры исполнения, одеваться, двигаться и вести себя на сцене так, как это делал он... Ага, а то как же... Рок-н-ролл такой, какой он есть сейчас, благодаря Элвису Пресли.


Билл Хейли и Элвис Пресли
Билл Хейли и Элвис Пресли

В общем, мы ещё чуть-чуть поговорили, оставшись, разумеется, на своём, как настоящие, закоренелые рокеры. Разойдясь на том, что они мне посоветовали узнать про Шэйна Эмбери, а я им — получше познакомиться с Пресли.

Я не обманул — узнал про него... Собственно, он никто и звать его «никак», и разнообразия музыкального у него вы не услышите. Обычный «дэт-металловский» басист.

И я подумал... Лучше быть, как Пресли или Дэвид Боуи, Нил Янг или Дилан, и оставаться особняком, петь по-разному, разные жанры и брать за сердце, чем участвовать в разных группах и проектах, «петь», а вернее, орать одинаковые песни, разрушая барабанные перепонки. И даже не «петь», а просто играть на басухе. Потому что Шэйн Эмбери в первую очередь басист — и только.

Сергей Брыляков

Материалы автора