Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Бетонный корабль забытого гарнизона

В забытом гарнизоне на берегу Кольского залива сохранился необычный бетонный корабль, в советские времена служивший плавучей базой снабжения Северного Флота. Увидеть брошенное судно можно в покинутом военными моряками заполярном посёлке Горячие Ручьи. До развала Советского Союза здесь располагалась бригада разведывательных кораблей, морской радиотехнический отряд разведки Северного флота и даже база по подготовке диверсантов-подводников. Именно в Горячинской бухте базировались уникальные корабли разведчики ССВ-501 "Запорожье" и ССВ-503 "Харитон Лаптев", позднее варварски брошенные и порезанные на металл. Сейчас посёлок напоминает декорации к фильмам про зоны отчуждения без людей или мировой апокалипсис - щербатые здания зияют мертвыми глазницами, причалы давно сгнили и даже металлисты, распилив гордость советского флота, покинули Горячие Ручьи. Осталось только загнанное на мель бетонное судно-хранилище длинной во внушительные 72 метра. С высоты квадрокоптера корабль выглядит еще боле

В забытом гарнизоне на берегу Кольского залива сохранился необычный бетонный корабль, в советские времена служивший плавучей базой снабжения Северного Флота.

Увидеть брошенное судно можно в покинутом военными моряками заполярном посёлке Горячие Ручьи. До развала Советского Союза здесь располагалась бригада разведывательных кораблей, морской радиотехнический отряд разведки Северного флота и даже база по подготовке диверсантов-подводников. Именно в Горячинской бухте базировались уникальные корабли разведчики ССВ-501 "Запорожье" и ССВ-503 "Харитон Лаптев", позднее варварски брошенные и порезанные на металл.

Сейчас посёлок напоминает декорации к фильмам про зоны отчуждения без людей или мировой апокалипсис - щербатые здания зияют мертвыми глазницами, причалы давно сгнили и даже металлисты, распилив гордость советского флота, покинули Горячие Ручьи. Осталось только загнанное на мель бетонное судно-хранилище длинной во внушительные 72 метра.

С высоты квадрокоптера корабль выглядит еще более основательно, подобно капитальному пирсу, напрасно ждущему швартовки своих уже сгинувших товарищей. Впрочем, сначала на борту располагался прозаичный склад продовольствия, потом штаб бригады, а в финале, до списания судна в 1989 году, здесь располагалась база подводных диверсантов.

На профильных форумах автору удалось разыскать фотографии плавучего несамоходного склада у причалов Полярного и Горячих Ручьев. Вероятно судно СХ-3 (ПСКЛ-3) было построено ещё в середине 1960-х на Городецком судостроительном заводе.

Корабли из железобетона, хоть и вызывают некоторое удивление, намного дешевле и проще в постройке, имеют большой срок службы, однако значительно тяжелее металлических собратьев. Для вспомогательных кораблей выбор такого материала оправдан, а свою неубиваемость ПСКЛ-3 демонстрирует до сих пор. В финале карьеры бетонные хранилища подобного типа часто использовались как мишени на учениях. По отзывам потопить такую цель было сложно, но получив пролом в бетонном борту условный противник уходил под воду практически мгновенно.

Но неожиданно у забытого бетонного хранилища в день съемки появились свои защитники. Поднимая коптер для очередной фотографии я видел плавающих безобидных уточек, но оказалось, что в бетонной крепости после советских подводных диверсантов поселились еще более неприветливые жители.

Как только дрон завис над объектом съёмки, на него набросились черные бакланы, свившие гнезда в покинутом судне. Поначалу мне помог простейший прием - резкий вертикальный подъем коптера, птицы так не умеют и сразу теряют противника из вида. Но третий такой вираж был раскушен бакланами и на вытеснение дрона из бетонного корабля черными юнкерсами вылетела целая эскадрилья. Крики птиц эпично смешались с истерикой датчиков облёта препятствия Мавика. Порубить винтами глупышей, попутно потеряв в водах Горячинской бухты дрон, не входило в планы и мне пришлось пришлось опять делать резкий полетный маневр и оперативно сваливать с поля боя, забыв о фотографиях.

Сажаю квадрокоптер я всегда на ладонь и в этот момент вся стая бакланов устремилась в нашем направлении. Конечно "средства ПВО" в виде сигнала охотника и Сайги 12-го калибра были в машине, но применять их против птиц, защищающих свои гнезда, было совсем негуманно. Пришлось победоносно отступать на заранее подготовленные позиции аж в цивилизованный Полярный, а противник в панике бежал за нами, попутно роняя отходы собственного пищеварения, пару раз добившись попадания в машину. После такого фиаско снимать было больше нечего.

Так природа отвоевывает себе обратно покинутые гарнизоны. О том, что когда-то на берегу Кольского залива в большом посёлке Горячие Ручьи жили и служили Родине люди сейчас напоминает лишь облупившийся рисунок на одном из строений и вечный бетонный корабль.