Найти тему
116 подписчиков

Красные и белые – братья

Эти слова вызовут бурю негодования у идейных белогвардейцев и пламенных революционеров. И очень вероятно, что, как и сотню лет назад, послышатся призывы перевешать комиссаров на фонарных столбах, а в ответ: «к стенке эту контру». И опять поднимется брат на брата. В Гражданской войне, словесной. Как это было сто лет назад, но не в словесной, а в очень даже реальной. Совсем не случайно прототипами памятника, недавно установленного в Крыму (Памятник «Сыновьям России, воевавшим в Гражданскую войну», посвящённый 100-летию окончания Гражданской войны. Установлен в Севастополе в 2021 году), стали два брата, два морских офицера, которым пришлось столкнуться в братоубийственной войне.

Евгений и Михаил Беренс происходили из дворянского рода обрусевших немцев православного вероисповедания. Их дед адмирал Евгений Андреевич Беренс был старшим флагманом Балтийского флота.

Оба брата окончили Морской кадетский корпус, оба воевали в русско-японской войне. Причём Евгений сменил на знаменитом крейсере «Варяг» своего младшего брата Михаила, переведённого на эскадренный броненосец «Севастополь». В должности старшего штурманского офицера он участвовал в героическом бою при Чемульпо в январе 1904 года, и был награждён орденом Святого Георгия.

Младший брат Михаил Беренс за оборону Порт-Артура был награжден орденом Святой Анны с мечами и бантом «За храбрость».

В предреволюционные годы Евгений служил военно-морским агентом в Германии, Голландии и Италии. Михаил воевал на Балтике и тоже был награждён Георгиевским крестом. После Февральской революции некоторое время он исполнял должность начальника Морского генерального штаба. Он не принял большевистской революции и был уволен со службы без права получения пенсии.

Старший брат Евгений по возвращении из-за границы поступил в иностранный отдел Морского генерального штаба, а затем возглавил его. С апреля 1919 года по февраль 1920 Евгений фон Беренс командовал Морскими Силами Советской Республики. По его инициативе были созданы новые озёрные и речные флотилии в помощь частям Красной армии.

А его родной брат Михаил в это время уже воевал против красноармейцев в составе армии Колчака в должности командующего Приморской группы войск на Тихом океане в звании контр-адмирала. При наступлении на Владивосток Красной армии он вывел суда в Китай, а сам через Японию перебрался в Крым к генералу Врангелю, который назначил его командиром отряда судов Черноморского флота и старшим морским начальником в Керчи. Здесь Михаилу Беренс опять пришлось руководить выводом кораблей под напором красных. На этот раз в Тунис. После отъезда адмирала Кедрова (Михаил Александрович Кедров (1878—1945) — вице-адмирал, во время Гражданской войны командовал Черноморским флотом), он приял командование эскадрой.

Сюда на военно-морскую базу в Бизерте в 1924 году прибыла советская комиссия по приему кораблей русской эскадры. Среди членов делегации был и брат Евгений. Но в день осмотра кораблей Михаил Андреевич уехал, тем самым избавив брата от встречи, которая могла вызвать подозрение у НКВД.

Договор между Советской Россией и Францией, которой тогда принадлежал порт Бизерта, остался невыполненным, и русская эскадра была распродана французами.

Младший брат, переехав во Францию, зарабатывал на жизнь изготовлением игрушек и сумок. Михаил Андреевич Беренс умер в 1943 году. Спустя несколько десятилетий надгробная плита была специально доставлена из России на крейсере «Москва» и установлена с почестями на могиле русского контр-адмирала.

Евгений Андреевич Беренс в качестве военно-морского эксперта участвовал в работе советской делегации на Рижской, Генуэзской, Лозаннской и Женевской мирных конференциях. Скончался в 1928 году и был похоронен с почестями на Новодевичьем кладбище.

https://ruskline.ru/news_rl/2021/12/11/krasnye_i_belye__bratya