Найти тему
Время МСК

В театре «Моссовета» идут премьерные показы спектакля «Фрёкен Жюли»

В театре имени «Моссовета» продолжаются премьерные показы спектакля-перфоманса «Фрёкен Жюли» по одноименной пьесе шведского драматурга Августа Стриндберга. Режиссером этой постановки стал новый художественный руководитель театра Евгений Марчелли.

 📷
📷

Фрёкен Жюли

Надо сказать, что интерпретация пьесы шведского драматурга на камерной сцене «Под крышей» будоражит. Во время перфоманса испытываешь просто невероятный «букет» ощущений – удивление, негодование, отвращение, непонимание, жалость, презрение, разочарование… По этой причине спектакль очень «на любителя», многим зрителям он может активно не понравится.

Начинается спектакль с того, что на миниатюрной сцене-кухне появляется миниатюрная кухарка Кристина (в исполнении Кристины Исайкиной). Шаркающей походкой и как бы, не обращая внимания на зрителей в зале, она двадцать минут готовит стейк с овощами. Это при том, что сама постановка длится всего один час тридцать минут без антракта, из которых продолжительное время зритель наблюдает виртуозность «шеф-повара» в онлайн-режиме. Но ведь суть постановки не в этом.

Главное, как позже выяснится, – это любовный треугольник по-шведски: хозяйка-слуга-кухарка. И вот тут-то показываются все страсти, благодаря главной «скрипке» этого треугольника – Фрёкен Жюли, которую просто невероятно-потрясающе исполнила яркая и харизматичная Лилия Волкова. Эта избалованная девица с мужскими повадками, использующая мужчин в своих интересах, оказывается совершенно несчастной и одинокой.

 📷
📷

Фрёкен Жюли

Необычность расположения декораций под углом примерно 45 градусов удивило, но за счет этого актеры оказались еще ближе. Они постоянно работали с публикой, с кем-то делились едой и «бургундским вином», отвечали на вопросы – и делалось это быстро, непринужденно, естественно, как будто ответы вписаны в сценарий. Сами декорации серовато-стального цвета, как и костюмы двух персонажей кухарки Кристины и лакея Жана (его исполнил Павел Усачев).

И в этой обстановке яркое пятно с замашками сильной львицы, привыкшей самой выбирать самцов и манипулировать ими – Фрёкен. Она – настоящий мужик в юбке. Пишу и невольно вспоминаю ее первое появление с короной ярких перьев на голове. Как только она зашла на кухню попробовать «суп-отраву» для своей забеременевшей собаки, стало не по себе от этой агрессивной особы. Она один большой комок нервов, сумасшедший негатив, который не заканчивается с каждым ее уходом со сцены, и ты ждешь продолжения. И каждый раз Фрёкен – словно вспышка. Лилия Волкова, конечно, потрясающе вжилась в роль героини. Даже на поклоне чувствовалось, что актрисе нужно время, чтобы отпустить и прийти в себя.

Надо сказать, что для России нет ничего удивительного в том, что особы из высшего общества вступали в романтические связи с мужчинами низшего происхождения. Взять хотя бы повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», опубликованную в 1865 году.

 📷
📷

Фрёкен Жюли

Натуралистичная пьеса «Фрёкен Жюли» была издана в Дании в 1888 году и суть ее в том, что на глазах кухарки дочь графа Фрёкен вступает в связь с ее женихом-слугой, который, оказывается, мечтал о хозяйке с самого детства, и любил ее всю жизнь. И вот его мечта сбылась, он в постели с этой сильной женщиной. Жан предлагает новой любовнице бежать из этой жизни в другую, и непременно в Швейцарию, купить на деньги Фрёкен отель, где он будет управляющим, а Кристина – заведовать кухней ресторана. Фрёкен поддается искушению, соглашается на предложение Жана, крадет у отца деньги.

Невзрачная Кристина не собирается отдавать своего возлюбленного и потихонечку борется за него, не предъявляя никаких претензий… Но в развязке появляется опасная бритва, лежащая на кровати…

Жюли-Волкова под песню Жанны Агузаровой буквально преобразилась, на ее лице и в глазах читалось недоумение какой же сделать выбор... а на заднем фоне ужасно злобная кухарка с невинной улыбкой…

У зрителя есть возможность придумать свой конец. Скажу одно, игра актеров – просто потрясающая, но сам спектакль, как сказала ранее, на любителя. Не зря говорят, что у каждой постановки есть своя публика и чтобы это понять, надо видеть своими глазами.