Сельское хозяйство – одно из приоритетных направлений в России, на которое ежегодно выделяются миллиарды бюджетных рублей в виде субсидий и грантов. Каково приходится начинающим фермерам, пользуются ли они поддержкой государства, легко ли получить землю для развития фермерства, как реализовать продукцию – в репортаже «Время МСК» о небольшом хозяйстве «Дедушкина ферма», созданном во Владимирской области Андреем Мыльниковым.
Орден Красной звезды
Его семейное предприятие находится примерно в ста километрах от Москвы, в деревне Болдино Петушинского района Владимирской области. Андрей оказался личностью легендарной – спас жизнь единственному президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву 7 ноября 1990-го года. Тогда, во время демонстрации на Красной площади, произошел теракт – слесарь Александр Шмонов попытался застрелить Горбачева с 47-ми метров прямо на глазах сотрудников КГБ и девяти колонн демонстрантов. И именно Андрей Мыльников, на тот момент старший сержант милиции, смог предотвратить не только убийство первого лица СССР, но и другие возможные жертвы. За свой героический поступок милиционер был удостоен одной из высших наград – ордена «Красной звезды», указ о награждении подписал лично Горбачев…
Но эту историю Андрей не афиширует. А местное население его знает, как доброго хозяина «Дедушкиной фермы», который вместе с сестрой Еленой и членами своих семей, ведут небольшое хозяйство во Владимирской области. Держат коров, коз, производят молоко, сыр, творог, сливочное масло, и продают свою продукцию людям. Местные зовут фермера просто «дедушкой».
Его ферма находится рядом с трассой федерального значения М-7. Еще подъезжая, сразу заметила пасущихся животных. Следом приехал и хозяин Андрей Мыльников, во Владимире у него есть торговое место, где он каждый день продает товар со своей автолавки.
Заходим в дом, пока светло осматриваем хозяйство.
Во внутреннем дворе я сразу вызываю бурный интерес у животных, особенно у молодого бычка по кличке «Рыжик». Он и обнюхал меня, и лизнул, и голову подставил, чтобы погладила. «Здесь у нас только малыши содержатся – телята и козочки. Мы их отдельно от взрослых животных держим. Тут все для них благоустроено», – пояснил Андрей. Дальше коровник: «Тут у нас и холодная-горячая вода, корм, ну все, что необходимо. А наверху теплица, сейчас там нет ничего, закончился урожай овощей. Пока мы только летом их выращиваем. Есть мысль, в перспективе круглогодичную теплицу сделать... Но пока до этого руки не дошли».
Идем дальше, где пасутся животные. «Смотрите под ноги, на «мине» не подорвитесь», – предупреждает собеседник. Подходим к загону, коровы с козочками, кто посмелее, сразу начинают подходить поближе. У каждого животного «серьга» в ухе с именем. «Животные у нас добренькие, потому что мы на них не кричим, любим их. Дойных коров пока у нас немного, всего 10, остальные еще маленькие», – продолжает Андрей. И, уже обращаясь к животным: «Сейчас я вам яблок принесу». Это их любимое лакомство. Коровы съели все яблоки, и пока мы уходили, преследовали хозяина. «Они видят мешок у меня в руках, знают, что там яблоки, вот пока не уйду, будут за мной идти и требовать добавки», – смеется собеседник. И продолжает: «Хозяйство у нас небольшое – дом и внутреннее подворье. А эту землю, около загона, мы арендуем у частников, аренду платим небольшую, в год около 25 тыс. руб. Недавно соседний дом с участком выкупили. Планируем желающих приглашать к нам на ферму, с животными пообщаться и сфотографироваться, покушать наших продуктов. Экотуризм такой. Ведь общение с животными – это, прежде всего, заряд позитива и хороших впечатлений. А еще у нас места грибные, так что приезжайте следующим летом за грибным уловом».
Дедушкина ферма
В доме сестра Андрея, Елена, накрыла стол: «Все по стандарту готовим, на каждую продукцию получаем сертификат. А сыр мы делаем с добавлением пажитника. Семена этой травки дают привкус грецкого ореха, они очень мягкие, не хрустят на зубах. Делаем мы только молодой сыр, он готовится в течение суток. Это типа сулугуни, адыгейского, только у нас сыр не соленый». Слушаю и пробую творог: «Ммм, вкуснятина. За творог просто зачет», – говорю я. А Андрей с гордостью: «У нас диплом есть даже, наш творог признан лучшим во Владимирской области. Всю продукцию, начиная с дойки животных, делает Лена. Мы сычужный фермент не используем, он добавляется для скисания. Берем свежее молоко, трое-четверо суток ждем, оно скисает, и потом уже делаем сыр». Сливочное масло фермеры делают из коровьего молока. «Катя, да вы берите масло нормально, чего стесняетесь. В Москве у себя будете по чуть-чуть намазывать. А здесь, у нас можно и кусками брать. Масло должно чувствоваться. Не растолстеете, от одного раза ничего с вами не будет». Ну вот, как удержаться от такого гостеприимства, ведь и, правда – масло очень вкусное, в магазинах такое не продается.
За чаепитием и дегустаций натуральных фермерских продуктов и состоялся наш разговор.
Сам Андрей из Кирова, служил в Завидово. Отслужив срочную службу, поступил в московскую милицию. В 2002 году, уйдя на пенсию в звании майора, попытался «чего-нибудь добиться на гражданке», решил испытать себя в бизнесе. Поскольку на тот момент ничего в нем не понимал, то, «засел за книги» и «стал самообразовываться». Поняв, что теоретически уже подкован, сказал жене, показывая 100 долл. (примерно такая пенсия в пересчете на рубли была), что на эти «сто баксов» начнет свое дело. У Андрея принципиальная позиция – в долги не влезать, не занимать ни в банках, ни у друзей-знакомых. Это был 2003 год. Но с чего начинать? Какой продукции так не хватает людям?..
Пошел по знакомым, выяснять, кто и чем занимается. У одного из них был склад на Алтуфьевском шоссе. «Долго мы с ним по огромному складу ходили, пытались понять, чего же так не хватает, а спрос есть. И, когда остановились возле гладильных досок, он и говорит: «А знаешь, Андрей, есть такая мелочь – чехлы на гладильные доски. У меня всякие доски есть, а вот чехлы никто не поставляет». Я купил три рулона ткани у себя на Дмитровке, из одной комнаты вынес мебель, разлиновал пол фломастером, раскатал ткань, разрезал, жена сшила 20 чехлов. Упаковал в целлофан, привожу знакомому, он чехлы забрал, деньги отдал. Вечером того же дня звонит и говорит – все продал, нужно еще тук 50. Мне еще день понадобился их сшить. Через пару дней – надо 100. В общем, бизнес попер. Через два года я выпускал по 10-12 тысяч чехлов в день. Шили надомницы, гараж в Москве сделал под раскроечный цех, позже дом во Владимирской области купили... Поставили это дело на поток.
Дедушкина ферма
Бизнес стал семейным, супруга Людмила, дочери помогали, сестра Елена с семьей. Сначала ИП открыл, потом ООО «ТК Купец», с 2004 по 2015 год все это работало, развивалось. Постепенно ассортимент расширили – постельное белье, подушки, одеяла, прихватки шили, все, что так нужно в домашнем хозяйстве.
Работали с крупными торговыми сетями, мои чехлы продавались по всей стране. Кризис 2008-го пережили нормально, магазинов несколько в Москве было. А в 2014-м доллар взлетел, у народа денег не стало, партнеры стали задерживать с выплатой за товар, мы же им отдавали под реализацию. В магазинах аренда съедала все… В общем, все пришлось свернуть, хорошо, что в минус не ушли. И в итоге, после продажи всего и закрытия магазинов, у нас опять остались первоначальные 100 долларов».
Закрыв бизнес, все собрались на кухне у Андрея и стали думать – чем таким заняться, чтобы спрос от кризисов не зависел. Решили – сельское хозяйство. Это продукты, которые всегда будут нужны, кушать-то хочется всегда. И дом во Владимирской области пригодился. Купили несколько кур, козочек, гусей, овец: «Надо же было научиться на них всему. Я за книжки опять засел, изучал все с нуля, знаний ведь по сельскому хозяйству не было, никогда им не занимались». Когда поняли, что готовы расширяться, решили подать на «Грант для начинающего фермера», начали собирать необходимую информацию.
Грантов сельхозпроизводителям в данный момент выдается несколько видов. «Грант для начинающего фермера» – это 1,5 млн. руб., которые дает государство. На них можно приобретать все необходимое: земельный участок, животных, сельхозтехнику. По этому гранту государство оплачивает 90% стоимости, т.е. 10% нужно вложить своих при любой покупке.
В пресс-службе Минсельхоза России пояснили, что механизм получения госпомощи аграриям постоянно совершенствуется, становится «более гибким, универсальным, адаптированным под современные экономические условия и бюджетные правила». Условия год от года немного меняются, самые актуальные данные можно посмотреть на сайте ведомства: ссылка (pdf-документ).
Для получения гранта необходимо выполнить ряд условий, среди которых: зарегистрировать крестьянское фермерское хозяйство (КФХ), то есть открыть ИП с соответствующим видом деятельности; положить на счет необходимую сумму (те самые 10%); иметь в собственности или аренде необходимое количество земли; обязательное сельскохозяйственное образование…
По словам Андрея и Елены, «это только на бумаге все легко и просто. А на практике не все так, как кажется». Для того, чтобы подать на грант, нужно соблюсти определенные условия, на тот момент это было 22 пункта.
«Дом во Владимирской области был в собственности, Лена прописалась сюда, ИП зарегистрировали на нее. Затем мы взяли в аренду 4 га земли – это тоже обязательное условие. Еще пункт – без корочек никак, и Лена окончила курсы при университете по специализации доярка».
Был разработан и написан бизнес-план, «если он неправильно составлен, никто даже разговаривать с тобой не будет».
«При получении гранта – бальная система». В 2017 году желающих получить такой грант во Владимирской области было «около 40 фермеров», а грантов было выделено «всего – 13».
Дедушкина ферма
Все документы собраны, пройдены три собеседования, настал «час Икс», Андрей с Еленой приехали в областное правительство, чтобы лично представить план развития своей фермы.
«Это, как в институте. Заходим, у нас же семейный бизнес, мы родные брат и сестра, так что вместе все делали, а там длинный стол и чиновники сидят, в том числе министр Владимирской области. Мы представили свой проект, члены комиссии вопросы позадавали. И мы вышли в коридор. Вот, где время-то тянется страшно долго»...
Когда все претенденты «отстрелялись», к ним в коридор вышел представитель комиссии и озвучил победителей, среди которых оказалась и «Дедушкина ферма». Так получили свой первый, и пока единственный грант, купили специальный большой холодильник и животных.
Но и тут есть свои условия, просто так купить тот же холодильник непросто: «деньги ведь на руки тебе не дают, ты не можешь их пощупать и наличкой расплачиваться. Все нужно фиксировать документально».
«На приобретение большого холодильника, 10% мы должны были оплатить из своих денег в качестве аванса, остальные 90% перечисляло казначейство. Но самое-то главное, нужно было найти еще такие организации, которые работают по такой схеме». То есть мало найти нужный товар по приемлемой цене, надо чтобы организация приняла за него безналичную оплату из двух разных источников. «Мы открыли в своем банке счет, все что мы покупали, животных, мотоблок, холодильник – мы платили 10% своих. Остальные деньги государство оплачивало всем компаниям, где мы покупали».
Сам грант необходимо потратить в течение полутора лет, еще три с половиной года (в целом пять лет) нужно вести предпринимательскую деятельность, на которую грант был получен. И в течение этого времени фермер не имеет права продавать ни животных, ни технику, ни оборудование, то есть все, что было куплено на деньги гранта. Если забиваешь животных, необходимо предоставить необходимые справки и документы. «Все очень серьезно. В течение пяти лет к тебе могут в любой момент приехать и проверить без предупреждения. Нас, к примеру, в администрации собирают и проверяют документы. Потом ты обязан создать рабочее место на каждый полученный миллион и платить все налоги за рабочих. Следующим летом мы заканчиваем свою пятилетку и должны будем предоставить все отчеты, что мы по целевому назначению грант освоили», – говорит фермер.
Сейчас «Дедушкина ферма» производит молоко козье и коровье, сливочное масло, творог, сыр. На эту продукцию нужно регулярно проходить сертификацию, подтверждать качество. Ежемесячно необходимо оплачивать экспертизу, а это более тысячи рублей за каждый производимый товар. Летом добавляются еще и овощи из теплицы. Реализуют также навоз дачникам в качестве удобрений.
Во всем мире сельхоз производство убыточно. Государство выдает грант, следит за его реализацией, проверяет, выдает сертификаты… Спрашиваю: «А какая-то дополнительная помощь оказывается? Дотации какие-то существуют? Может, в реализации продукции государство помогает»?
Выяснилось, что дополнительных субсидий, по крайней мере на молочное производство – нет. К примеру, коровье молоко в «Дедушкиной ферме» стоит 70 руб. за литр. Это дороже, чем многие виды молока в сетевых магазинах. С другой стороны – оно натуральное, а не «порошковое», так что свой покупатель находится. Но ценообразование рыночное и едва окупает затраты.
С реализацией товаров – отдельная проблема. Для предложения сетевым магазинам производство слишком маленькое, не те объемы, да и цена их не устроит. В итоге на фермерах и производство, и реализация, причем – в розницу. Свою продукцию Андрей продает местному населению, ездит по соседним деревням. График расписан – в каждой свой день и время приезда. Для этого под передвижной магазин, «автолавку», оборудовали микроавтобус. Недавно, под официальную торговлю с автолавки, администрация Владимира все-таки выделила им хорошее место, «это почти центр с развитой инфраструктурой. Там теперь и торгую каждый день», – говорит фермер. «Мы очень долго выбивали землю под официальную торговлю. Кто выделяет не проходные места? Я не знаю. Но какой мне смысл там торговать, у меня же товар скоропортящийся, срок годности у него 3 дня, а места выделяют там, где людей нет. Мы были вынуждены переставляться ближе. Нас даже штрафовали, а это тысяча-полторы рублей, и так все это неприятно, когда на тебя, как на мальчишку, протокол о нарушении составляют и выгоняют с точки».
Дедушкина ферма
Спрашиваю: «А в Москве продукцию продавать не пробовали, там сейчас работают ярмарки выходного дня, места бесплатные для фермеров». Андрей: «Да, узнавал, мне даже место около метро Семеновская предлагали на крытом рынке. Но там условие – точка должна работать с 8 утра до 8 вечера. У коров дойка по расписанию, пока все собрал-подготовил, дорога занимает больше часа… А если все продал к обеду… В общем отказались».
Вот так и работают, с фермерами другими общаются, опытом делятся. Чтобы расширить ассортимент, он мед берет у знакомого фермера из Волгоградской области, яйца ему привозит батюшка из монастыря. «Крутимся, как можем. Маленькая ферма – это адский и бесконечный труд. Я пять лет без отпуска, коровы ведь не будут ждать, когда ты наотдыхаешься. Фермерство не рассчитано на массового покупателя. Основная масса людей ест продукцию из магазинов, там вся молочка из порошков. Так что мы, маленькие хозяйства, выживаем исключительно за счет розничной продажи своей продукции. Покупатели, в основном, постоянные. На сельском хозяйстве, как наше, много денег не заработаешь. Но мне нравится, что целый день вокруг меня движение, не сидим сложа руки».
Сейчас Андрею очень нужна земля, чтобы был свой корм и сено для животных. Во время освоения гранта оказалось, что купить землю для расширения своего хозяйства он не может. Во Владимирской области почти вся земля находится в частных руках. «Эта земля никому не нужна. Огромные поля оказались в частных руках, они не обрабатывались, на них растет уже не трава даже, а целые леса. Собственники платят копейки в виде налога на эту землю. А ведь законодательно предусмотрено, что, если земля не обрабатывается в течение трех лет, государство имеет право ее забрать обратно. Но на деле закон этот не работает, мы обращались в администрацию, там сказали, что знают об этом. Почему для этих частников, урвавших когда-то целые поля за копейки, не ввести дополнительный коэффициент на налог, они тогда бы точно стали избавляться от своей земли или хотя бы ее в аренду сдавали таким фермерам, как я. Это большая проблема на сегодня. А пока мне сено и корма приходится покупать», – сказал Андрей.
До окончания реализации гранта осталось меньше года. Андрей Мыльников и остальные члены «Дедушкиной фермы» еще не решили, будут ли претендовать на следующий – «Грант для семейной фермы», там сумма до 30 млн. руб., но своих денег нужно вложить уже не 10, а 40 процентов. «А где их взять. Это сколько надо работать, чтобы такую сумму заработать, а ведь ее сначала нужно полностью положить на счет. Еще ведь на каждый миллион работников надо найти. С людьми напряженка в деревнях, все стараются в город работать уехать. Тоже проблема», – говорит Андрей. Раньше, в Советском Союзе, по деревням ездили машины с молокозаводов и собирали у населения молоко, хоть один литр, а забирали. А сейчас такого нет, говорит фермер, как нет и никаких дотаций для малого бизнеса.
Дедушкина ферма
«Всем известно, что сельское хозяйство – убыточно. В других странах фермерам платят дотации, нам в России дотаций не выделяется вообще. Плохо, что у нас не хватает кооперации с государством, и я каждое утро, сначала езжу на своей машине во Владимир и по окрестным деревням торговать. А потом, приезжая на ферму, переодеваюсь, и работаю. Работы у нас здесь всегда очень много», – добавляет Андрей. Но бросать свое хозяйство он не намерен, а наоборот «потихоньку» планирует и дальше развиваться.
Уезжала я с фермы под впечатлением не только от интересного собеседника и общения с животными, но и с гостинцами – действительно, одними из лучших творогом и сливочным маслом…