Владельцы бизнеса могут подавать досудебные претензии на результаты проверок контрольного мероприятия в электронном виде через портал Госуслуги, используя специальный QR-код. Министерство юстиции зарегистрировало соответствующий приказ Минэкономразвития. Согласно этому документу, будет значительно улучшено информирование коммерсантов в тот момент, когда они получают решение о проведении контрольного мероприятия, акт или решение по результатам. Об этом рассказали в пресс-службе Минэкономразвития России.
Процедура обжалования
Теперь типовые формы документов, используемые в контрольной (надзорной) деятельности, дополняются специальными QR-кодами, отсканировав которые, можно подать жалобу в рамках системы досудебного обжалования в электронном виде с использованием портала Госуслуг (Ссылка на страницу подачи жалобы). То есть пользователи портала после сканирования кода автоматически попадают на страницу подачи жалобы. Кроме того, для исключения возможностей разночтения окончательно прописано: все мероприятия, кроме рейда, осуществляются в отношении только одного лица.
«В системе контроля мы идем впереди трендов госуправления и внедрили такой простой способ перехода на нужную страницу на нормативном уровне. В результате предприниматель сможет оперативно ознакомиться с информацией о проверке в отношении себя на портале контрольных мероприятий Генпрокуратуры (в том числе, если его предварительно не уведомляли о таком мероприятии), а также перейти на портал госуслуг в раздел досудебного обжалования», – отметил директор департамента госполитики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.
Как подать жалобу на проверяющих:
1. Для начала коммерсанту необходимо зарегистрировать учетную запись на портале Госуслуги и проверить наличие электронной подписи, которая нужна для подписания электронного документооборота.
2. Проверьте, есть ли в списке на портале Госуслуг проверяющий вас орган, затем выберите соответствующее основание для подачи жалобы – их всего шесть:
нарушена процедура проведения проверки;
не согласен с нарушениями, вынесенными в акте проверки;
нарушен порядок назначения проверки;
не согласен с действиями должностного лица в рамках проверки;
не согласен с мерами, назначенными в отношении меня;
не согласен с принятым решением по жалобе.
3. Заполните специальную форму: нужно указать учетный номер обжалуемой проверки, выбрав его из предлагаемого списка Единого реестра контрольных (надзорных) проверок (Ссылка на реестр); описать суть жалобы; приложить сканы документов.
4. Если по объективным (уважительным) причинам был пропущен срок для обжалования решения, или необходимо приостановить срок исполнения обжалуемого решения контрольного органа, также сообщите об этом в обжаловании, приложив соответствующее ходатайство.
5. Прежде чем отправить жалобу, ее необходимо подписать электронной подписью. В течение 24 часов после отправки должно прийти уведомление о ее регистрации, в котором будет указан: регистрационный номер жалобы, дата регистрации, наименование ведомства, в котором она зарегистрирована, а также ориентировочный срок ее рассмотрения.
После того, как досудебная жалоба будет зарегистрирована, в течение пяти рабочих дней уполномоченный орган примет решение – брать ли жалобу в работу. Варианта развития событий два: если оснований для отказа нет, жалобу начнут рассматривать, в противном случае – бизнесмену направят мотивированный отказ.
После принятия жалобы «в работу», решение по ней должно быть вынесено в течение «не более 20 рабочих дней» (срок может быть однократно продлен, но не более чем на 20 рабочих дней).
Варианты решений по жалобе могут быть разными:
– жалоба может быть оставлена без удовлетворения;
– решение контрольного (надзорного) органа может быть полностью или частично отменено;
– решение контрольного (надзорного) органа будет полностью отменено и вынесено новое;
– решение действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов будет признано незаконным, после чего будет вынесено решение по существу рассмотрения вопроса, в том числе об осуществлении определенных действий.
Стоить заметить, что с одной стороны – это новый удобный сервис по обжалованию действий контролирующих органов, с другой стороны – обязательство бизнеса до суда полностью пройти все досудебные процедуры. Сейчас досудебный порядок обжалования обязателен для отдельных видов госконтроля (Ссылка на постановление правительства РФ от 30.06.2021 г., pdf), но уже с 2023 года – будет распространяться на все.
Напомним, что Минэкономразвития продолжает смягчение административной нагрузки на малое и среднее предпринимательство. Так, с 1 июля этого года введены новые правила проверок бизнеса («Время МСК»: О новых правилах проверки). Кроме этого, работает несколько сервисов, через которые можно также подать жалобы на действия проверяющих чиновников («Время МСК»: Сервисы для жалоб на чиновников). Также ведомство в ближайшее время планирует уравнять штрафы для ИП и юрлиц («Время МСК»: О равнозначных штрафах для бизнеса).