Найти тему
ELLESS

Что такое ведущая деятельность ребенка и куда она ведет?

Впервые понятие «ведущая деятельность» определил российский психолог Лев Выготский, посвятивший жизнь изучению психологического развития детей. Ведущая деятельность – деятельность, определяющая возникновение и образование главных психологических основ личности в определенной возрастной категории. Понятие касается всех детей, начиная с самого рождения и продолжаясь на всех этапах их жизни, включая учебу в образовательных учреждениях: детских садах, традиционных и интернет школах и так далее. В разных возрастах возникает различная ведущая деятельность, и по мере ее смены, полученные навыки не исчезают, а продолжают совершенствоваться.

Ведущая деятельность обладает структурой и видами, характеризующимися определенными особенностями и возрастной категорией.

Структура:

  • потребности;
  • осознание потребностей и образование мотивации;
  • становление целей;
  • определение способов достижения мотивов;
  • планирование действий;
  • исполнение действий, подстраиваясь под конкретные условия и средства;
  • удовлетворение потребностей.
Ведущая деятельность. Учеба. Игра. Фото взято с ru.freepik.com
Ведущая деятельность. Учеба. Игра. Фото взято с ru.freepik.com

Виды (по возрастам):

  1. Эмоциональное непосредственное общение – общение деток со взрослыми вне домашнего круга в возрасте до 1 года.
  2. Предметно-манипулятивные деятельности – действия детей в возрасте от 1 до 3 лет с различными игрушками и предметами без взаимодействия со взрослыми.
  3. Сюжетно-ролевые игры – сочетание игр и общения, имитирующие определенные социальные ситуации, типичные для представителей игры. Подобное поведение характерно для возраста от трех до шести-семи лет.
  4. Учебная познавательная деятельность – сочетает межличностное общение с учебной деятельностью, определяя познавательное развитие ребенка в возрасте от 6-7 до 10-11 лет.
  5. Профессиональное личностное общение – сочетает коллективную деятельность по интересам и общение на индивидуальные темы, служит подготовкой школьников к профессиональной работе в дальнейшем. Характерно для деток с 10-11 до 14-15 лет.
  6. Моральное личностное общение – общение на интимные личностные темы в старшем школьном возрасте от 14-15 до 16-17 лет.

Процесс развития детей является постоянным переходом из одной возрастной категории в другую, связанным с изменениями и формированиями личности. Подобный процесс характерен для всех детей, и неважно посещали ли они детский сад или нет, учатся в традиционной или виртуальной школе. Фактор ведущей деятельности всегда будет присутствовать, меняясь и совершенствуясь с возрастом.