Впервые понятие «ведущая деятельность» определил российский психолог Лев Выготский, посвятивший жизнь изучению психологического развития детей. Ведущая деятельность – деятельность, определяющая возникновение и образование главных психологических основ личности в определенной возрастной категории. Понятие касается всех детей, начиная с самого рождения и продолжаясь на всех этапах их жизни, включая учебу в образовательных учреждениях: детских садах, традиционных и интернет школах и так далее. В разных возрастах возникает различная ведущая деятельность, и по мере ее смены, полученные навыки не исчезают, а продолжают совершенствоваться.
Ведущая деятельность обладает структурой и видами, характеризующимися определенными особенностями и возрастной категорией.
Структура:
- потребности;
- осознание потребностей и образование мотивации;
- становление целей;
- определение способов достижения мотивов;
- планирование действий;
- исполнение действий, подстраиваясь под конкретные условия и средства;
- удовлетворение потребностей.
Виды (по возрастам):
- Эмоциональное непосредственное общение – общение деток со взрослыми вне домашнего круга в возрасте до 1 года.
- Предметно-манипулятивные деятельности – действия детей в возрасте от 1 до 3 лет с различными игрушками и предметами без взаимодействия со взрослыми.
- Сюжетно-ролевые игры – сочетание игр и общения, имитирующие определенные социальные ситуации, типичные для представителей игры. Подобное поведение характерно для возраста от трех до шести-семи лет.
- Учебная познавательная деятельность – сочетает межличностное общение с учебной деятельностью, определяя познавательное развитие ребенка в возрасте от 6-7 до 10-11 лет.
- Профессиональное личностное общение – сочетает коллективную деятельность по интересам и общение на индивидуальные темы, служит подготовкой школьников к профессиональной работе в дальнейшем. Характерно для деток с 10-11 до 14-15 лет.
- Моральное личностное общение – общение на интимные личностные темы в старшем школьном возрасте от 14-15 до 16-17 лет.
Процесс развития детей является постоянным переходом из одной возрастной категории в другую, связанным с изменениями и формированиями личности. Подобный процесс характерен для всех детей, и неважно посещали ли они детский сад или нет, учатся в традиционной или виртуальной школе. Фактор ведущей деятельности всегда будет присутствовать, меняясь и совершенствуясь с возрастом.