Одни считают Уорхола революционером, другие – психопатом из-за того, что он страдал пляской святого Витта, по-научному – хореей Сиденхэма, и другими осложнениями после скарлатины, которой он болел в детстве. Одни называют его бездарем, другие невероятным талантом, который смог превратить в искусство изображение предметов повседневного спроса вроде банок с кока-колой и возвел его в ранг элитарности. Кто-то рассматривает его с точки зрения философии, кто-то – с точки зрения коммерции. Ясно одно: о заурядном человеке спорить не станут. Проиллюстрировов самоучитель испанского языка, Уорхол превратил его в один из наиболее популярных учебников того времени. Дизайн банок напитка Кока-кола образца 1960 года – это его работа.
Уорхол (Warhol) – это американизированный вариант его словацкой фамилии Вархола (Warhola), от которой он отбросил последнюю «а» во время работы в журналах Vogue и Harper's Bazaar в качестве художника-иллюстратора.
Тип расстройства личности, который имелся у Уорхола, лег в основу стилистики его картин. При психопатии всегда чего-то не хватает – чувств, сопереживания, самоидентификации, того, что человек стремится восполнить. Он очень много написал об этом, его тянуло и к писательской деятельности. Отсюда эта жгучая экспрессия, яркие краски. Поп-арт, родоначальником которого он считается, в понимании Энди – это выражение сиюминутных чувств, которые вызывает всё: люди, суп в банках, гоночные машины.
Энди пробовал себя в самых разных художественных областях: рисунок, живопись, принты, фотография, шелкография, скульптура, даже кино с музыкой. Ему интересно было всё. Когда в 1984 году на рынке появились компьютеры Amiga, он стал одним из первопроходцев в жанре компьютерной графики. Первопроходцем – потому что в то время компьютеры практически не использовались для этой цели.
В начале 50-х Энди прославился своими чернильными рисунками рекламы обуви I. Miller. Благодаря этим рисункам звукозаписывающая компания RCA Records пригласила Энди Уорхола вместе с Сидом Мауером разрабатывать для них обложки и рекламные материалы.
В 1962 году в галерее Stable прошла выставка Уорхола, посвященная символу уходящей эпохи Запада – доллару. Тогда Уорхол, конечно, смотрел на американскую валюту иначе. Сегодня эта выставка была бы особенно интригующей.
Энди был оригинальным дизайнером. В 1979 году он самолично расписал BMW M1, автомобиль из коллекции BMW Art Cars – расписал от начала до конца, без подготовительных работ на уменьшенной копии машины, а затем оставил на борту автограф. Все это заняло у него 23 минуты. Как потом объяснял Энди, он «пытался дать яркое изображение скорости, если автомобиль очень быстр, все контуры и цвета размываются».
Энди Уорхола считают революционером в искусстве. Он отказался от общепринятой идеи оставлять в своих творениях личность автора. Причина была банальной: друзья Энди стали известными художниками, а его собственная слава к нему не спешила. И он, как истинный американец, решил учесть интересы масс. Этот прием сработал, но, как ни странно, в положительном смысле. Уорхол жил в эпоху турбулентности в различных сферах жизни. Вокруг бушевали войны, политические скандалы, шумела сексуальная революция, расцветали феминизм и музыкальная концертная культура. В Америке произошел экономический бум. Рождалась эпоха потребительства с сопутствующей рекламой и поп-артом.
Реклама предлагала обилие контрастного цвета и китча: широкие массы лишены тонких эстетических чувств, привлечь их можно было только контрастом, чему способствовала и конкуренция в мире коммерции. Все это стало отправной точкой для Уорхола. Массовое потребление отразилось у него в виде многократно повторяемых изображений одного и того же предмета на одной плоскости. Психопатия и гомосексуализм Уорхола хорошо легли на характер той эпохи.
Принято думать, что Энди совершил переворот в культуре, сделав искусством предметы, максимально далекие от искусства. Но разве не этим занимались многие художники во все века, и, в первую очередь, реалисты? Вопрос только в способе подачи.