Найти в Дзене
Душа на колесах

Вечный полет МИГ-19 над бывшим аэродромом

Оглавление

В Московском районе Петербурга на углу Кубинской и Бассейной улицы раскинулся небольшой, но очень живописный парк. Всё его украшение – извилистые дорожки, старый пруд с болотными черепахами, да устремленный в небо реактивный самолет МИГ-19.

Пригородный аэродром

В далеком 1910 году это место было глухой окраиной. Здесь проходила железнодорожная ветка и ныне засыпанный Лиговский канал, за ними тянулись огороды, принадлежавшие полкам 1-го гвардейского корпуса, а чуть дальше стояли провиантские магазины.

Ангары бывшего аэродрома
Ангары бывшего аэродрома

Тут, на отшибе, и решено было построить один из первых испытательных аэродромов страны. Начиная с 1913 года здесь базировалась Первая авиационная рота, которая находилась в подчинении того самого гвардейского корпуса. Отсюда, кстати, и пошло название аэродрома – Корпусный.

Первый учебный

На новой площадке проводились испытания самолетов и дирижаблей. А поскольку она принадлежала Офицерской воздухоплавательной школе, то здесь среди прочего проходили подготовку первые военные летчики.

"Русский витязь"
"Русский витязь"

Ежегодно вплоть до революции на аэродроме устраивался конкурс отечественных аэропланов. Именно здесь ученый-конструктор Игорь Иванович Сикорский впервые испытал свой четырехмоторный «Le Grand», позже переименованный в «Русский витязь».

После революции

С развитием авиации аэродром приобрел статус международного и сохранял его вплоть до открытия «Пулково». После этого в 1932 году его передали «Обществу содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР» – предшественнику «ДОСААФ» и он вновь стал учебным. Здесь тренировались парашютисты, планеристы и летчики, в том числе знаменитый испытатель Валерий Павлович Чкалов.

Туман над бывшим аэродромом
Туман над бывшим аэродромом

Аэродром уничтожила война. Практически вплотную к нему подступала Южная граница обороны блокадного Ленинграда – Кировский вал. Немцы нещадно бомбили пригород, пытаясь разрушить порт, Ижорский и Кировский заводы. Так что у военного аэродрома просто не было шансов.

До сих пор тут бережно сохраняются старые ДОТы, а на проспекте по соседству в 2007 году установили памятник блокадному трамваю.

Новое время

Восстанавливать авиаплощадку не стали. В 1960-х ее территорию отдали под жилые кварталы. Теперь на севере аэродрома находится метро «Электросила». А вместо бывшей взлетной полосы протянулся Новоизмайловский проспект.

Фото "Топ план"
Фото "Топ план"

И все же память о старом аэродроме решили сохранить. Советский архитектор Сергей Борисович Сперанский предложил использовать оставшийся участок под зеленую зону. Так в городе появился парк Авиаторов.

Есть только «МИГ» между прошлым и будущим

На территории бывшего аэродрома посадили деревья, проложили дорожки и устроили пруд. На небольшом острове в центре пруда сегодня стоит памятник военным летчикам – дань памяти их героическому подвигу.

-5

Стальная консоль с бетонным основанием удерживает на себе рвущийся в небо реактивный истребитель «МИГ-19». Не самая плохая судьба для списанного самолета. Высота монумента 12 метров. Летом его почти невидно из-за деревьев, поэтому рассматривать памятник лучше всего со стороны еловой аллеи на противоположном берегу.

#техника #самолет #миг #аэродром #история