В Московском районе Петербурга на углу Кубинской и Бассейной улицы раскинулся небольшой, но очень живописный парк. Всё его украшение – извилистые дорожки, старый пруд с болотными черепахами, да устремленный в небо реактивный самолет МИГ-19.
Пригородный аэродром
В далеком 1910 году это место было глухой окраиной. Здесь проходила железнодорожная ветка и ныне засыпанный Лиговский канал, за ними тянулись огороды, принадлежавшие полкам 1-го гвардейского корпуса, а чуть дальше стояли провиантские магазины.
Тут, на отшибе, и решено было построить один из первых испытательных аэродромов страны. Начиная с 1913 года здесь базировалась Первая авиационная рота, которая находилась в подчинении того самого гвардейского корпуса. Отсюда, кстати, и пошло название аэродрома – Корпусный.
Первый учебный
На новой площадке проводились испытания самолетов и дирижаблей. А поскольку она принадлежала Офицерской воздухоплавательной школе, то здесь среди прочего проходили подготовку первые военные летчики.
Ежегодно вплоть до революции на аэродроме устраивался конкурс отечественных аэропланов. Именно здесь ученый-конструктор Игорь Иванович Сикорский впервые испытал свой четырехмоторный «Le Grand», позже переименованный в «Русский витязь».
После революции
С развитием авиации аэродром приобрел статус международного и сохранял его вплоть до открытия «Пулково». После этого в 1932 году его передали «Обществу содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР» – предшественнику «ДОСААФ» и он вновь стал учебным. Здесь тренировались парашютисты, планеристы и летчики, в том числе знаменитый испытатель Валерий Павлович Чкалов.
Аэродром уничтожила война. Практически вплотную к нему подступала Южная граница обороны блокадного Ленинграда – Кировский вал. Немцы нещадно бомбили пригород, пытаясь разрушить порт, Ижорский и Кировский заводы. Так что у военного аэродрома просто не было шансов.
До сих пор тут бережно сохраняются старые ДОТы, а на проспекте по соседству в 2007 году установили памятник блокадному трамваю.
Новое время
Восстанавливать авиаплощадку не стали. В 1960-х ее территорию отдали под жилые кварталы. Теперь на севере аэродрома находится метро «Электросила». А вместо бывшей взлетной полосы протянулся Новоизмайловский проспект.
И все же память о старом аэродроме решили сохранить. Советский архитектор Сергей Борисович Сперанский предложил использовать оставшийся участок под зеленую зону. Так в городе появился парк Авиаторов.
Есть только «МИГ» между прошлым и будущим
На территории бывшего аэродрома посадили деревья, проложили дорожки и устроили пруд. На небольшом острове в центре пруда сегодня стоит памятник военным летчикам – дань памяти их героическому подвигу.
Стальная консоль с бетонным основанием удерживает на себе рвущийся в небо реактивный истребитель «МИГ-19». Не самая плохая судьба для списанного самолета. Высота монумента 12 метров. Летом его почти невидно из-за деревьев, поэтому рассматривать памятник лучше всего со стороны еловой аллеи на противоположном берегу.
#техника #самолет #миг #аэродром #история