502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
505. Что для Вас является жизненным успехом?
508. Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
512. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?
513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
527. Каковы духовные ценности современного поколения?
Сами темы вовсе не сложные. Просто их лучше раскрывать на примере современной литературы
Список литературы
Нина Дашевская «День числа Пи» (главный герой Лева, одаренный математически мальчик, любящий музыку, но у него есть сложности в общении)
Шарон Дрейпер «Привет, давай поговорим» (Написано от лица девочки, прикованной к инвалидной коляске, не разговаривающей вообще, зато очень умной)
Кристине Нёстлингер "Ильза Янда, лет – четырнадцать" (Написанная от лица девочки-подростка, у которой пропала старшая сестра Ильза, история поражает жестокостью родителей, их странным равнодушием)
«Война и мир» в отдельно взятой школе». Книга написана коллективом авторов в жанре буриме – разные люди пишут об одних и тех же героях, продолжая нить повествования. При этом раскрываются все основные проблемы современного мира – и взрослого (снос школы, например, ради строительства торгового комплекса), и подросткового (любовь, дружба, ненависть, предательство – весь спектр чувств отражен)
Книги Андрея Жвалевского «Открытый финал» и Ярцевой «Принцесса льда» (ССЫЛКА от 31 марта 2021) рассказывают о подростках, серьезно занимающихся спортом. На нашем канале есть анализ этих произведений. Стоит прочитать.
Дарья Доцук «Голос». Девочка-старшеклассница попала в теракт в метро. Книга о том, как Саша пытается вернуться к нормальной жизни, ведь теперь всё для неё разделилось на ДО и ПОСЛЕ взрыва.
Андрей Жвалевский «Охота на василиска» (книга о страшном явлении – наркозависимости), «52-е февраля» (о любви), «Хочу в школу» (недостижимый образец идеальной школы)
Тамара Крюкова «Телепат» (подросток получает необыкновенные способности телепата), «Костя+Ника», «Единожды солгавший» (ССЫЛКА от 14 ноября 2020), «Мир кино», «Ведьма» (сложные отношения между подростками)
Владислав Крапивин «Синий город на Садовой», «Журавленок и молнии», «Трое с площади Карронад», «Дагги-Тиц»
Бонни-Сью Хичкок «Запахи чужих домов» о жизни подростков в сложных условиях на Аляске
Кристин Хана «С жизнью наедине». Выживание на Аляске
Делия Оуэнс «Там, где раки поют». Тяжелая судьба девочки, оставленной родными, выросшей на лоне красивой природы, но на болоте.
Книги Крюковой любые можно смело читать, чтобы на их основе раскрыть многие темы сочинений. Современная детская писательница создает удивительно простые, но в то же время яркие истории о жизни подростков. Ее «конек» - фантастика («Ловушка для героя». «Гений поневоле», «Телепат», но и реальные произведения ничуть не хуже. Повесть «Костя+Ника», например, рассказывает о взаимоотношениях двух подростков, о первой любви. Дмитрий Федоров, режиссер фильма по книге (кстати, снято хорошо, соответствует сюжету), сумел увидеть в книге глубину.
«Как ни банально, эта картина о любви. О многогранности и хрупкости этого понятия. Тема любви глубока и неисчерпаема, так же как и история Ромео и Джульетты, в которой каждый найдет частичку сокровенного, частичку себя и почувствует себя сопричастным не зависимо от эпохи, моды, статуса».
Попробуем порассуждать о прочитанном (ну, или просмотренном)
Какие проблемы стоят в центре повествования? (Проблема отцов и детей на примере Кости и родителей, Ники и ее отца; взаимоотношения подростков; проблема первой любви; проблема инвалидов; вера в себя и свои силы; вера в чудо)
Кто же главный герой романа? Охарактеризуйте его. (Костя - самый обычный подросток: не любит возиться на огороде, любит читать, думает, что влюблен в соседнюю девчонку). Мнение режиссера фильма о главном герое:
"Костя - это современный Дон Кихот. Ключевое слово Кости - простодушный. Это не значит простой, он очень неоднозначен внутри себя, его поступки иногда дерзкие, иногда бездумные. Его простодушие - это чистая, открытая душа, без скепсиса, без иронии, которая как раз защищает человека. Он прямолинеен и последователен в своей бескорыстной прямоте, в этом беззащитен, и где-то смешон. Это человек цели, постоянства. У него есть цель - он идет к ней независимо от обстоятельств".
Расскажите о первом появлении лесной девочки Ники (глава 1). Чем необычна героиня. Как вы думаете, перед каждым появляется Ника? Почему тогда она познакомилась с Костей? (Почувствовала в нем доброту, желание помогать людям)
Как вы думаете, почему именно у Никандры в лесном мире есть двойник?
Как ведет себя Костя, встретив Никандру?
Как наш герой узнает, что реальная Ника – прикована к инвалидной коляске? Какие чувства он испытывает? Как это его характеризует? (ГЛАВА 4)
Вспомните вторую встречу Кости с Никой, которая произошла после ссоры с настоящей Никой. Как Ника заставляет Костю еще раз проведать ее «двойняшку»? (Не уговаривает, просто просит отнести гриб)
Почему для Ники так важно, чтоб Костя отправился к Никандре?
Как вы понимаете ее слова: «Вера на то и вера, что доказательств не требует»?
Итак, наш герой ближе познакомился с больной девочкой.
Как она живет, почему оказалась прикованной к инвалидной коляске. Обратимся к словам режиссера фильма, Д. Федорова
"Ника - самый сложный и противоречивый персонаж... С одной стороны это интересная, эрудированная, вполне симпатичная девушка. Она созрела для любви, физически, духовно, но при этом она понимает, что у нее этого не будет никогда! Это страшно, не правда ли...это усложняет роль, поскольку делает ее психологической. Ведь задача режиссера здесь показать не то, что она немощна, ее физический недуг, а напротив, проследить ее моральное состояние. С другой стороны, что - такое человек с ограниченными возможностями? Это нервозный, раздражительный, агрессивный, капризный человек. Наш консультант - инвалид признался, что люди с ограниченными возможностями "садятся на шею" близким. Потому, что раздирает ощущение, того, что этого или иного у них не будет никогда. НИКОГДА оправдывает истерики, озлобленность и т.д. Редкий человек проявляет самообладание, выдержку. В этом противоречие нашей героини. Через преодоление, благодаря вселенной надежде она возрождается, становиться светлее, нежнее, чувствительнее к другим людям, история с себяжалением отходит на второй план, она оживает..."
Героиня – дочь богатого преуспевающего художника. Принесли ли деньги ей хоть какое-то счастье? Только ли инвалидность виновата в ее одиночестве?
Чему научила героев их первая ссора? (глава 7) «Никандре еще предстояло научиться мерить добро и зло его мерками, заслуживать его одобрение. Это было трудно, но в ее жизни ничего не было легко». Костя задумался, чем реально может помочь девочке.
Перечитайте момент, когда Костя предлагает Никандре разрабатывать ноги. Почему Ника согласилась?
Костя уходит от Никандры и вновь встречает Нику. Что она ему произносит?
«Экий ты ненадежный. Поверил в чудо и тотчас отступился, – горько усмехнулась Костяника. – Ты в силу свою не веришь, что себя сумеешь победить. А ты поверь. Для того, кто себя преодолел, любое чудо свершается. От слов Костяники легче не стало. Да и что она могла посоветовать?
– Ладно тебе со своими нравоучениями. Без учителей тошно. Где они, твои чудеса? Может, покажешь, чтоб я поверил? Валяй, а я у тебя поучусь, – с издевкой сказал он.
– А чудеса показывать не надобно. Они сами видны, ежели умеешь разглядеть. Вот, к примеру, чем не чудо? – она озорно подмигнула и кивнула на выглядывающую из травы крошечную елочку. В темную зелень деревца вплелась пара кустиков костяники. Красные капли ягод алели на еловых ветках, будто на рождественской открытке».
Почему так удивился наш герой? Послужило ли это доказательством?
Оцените желание Кости помочь девочке. Как это его характеризует? Расскажите, как они тренируются.
Почему Костя поругался с другом? Только ли дружба с Никой повлияла?
«Костя вдруг впервые взглянул на свою жизнь со стороны и отчетливо увидел, что существует два мира. Привычный, который до встречи с Никандрой он считал единственным. И другой, неведомый: где ездят в загранку, чтобы рисовать картины со знаменитых людей, а не таскать тюки с тряпьем; где говорят о живописи и поэзии, а не о том, кто какой марки телик купил; где за столом подают вышитые салфетки, а не рубают колбасу прямо с бумажки. Почему бы ему не попытаться стать частицей того мира? Ведь не только художники могут быть богатыми и знаменитыми. Нужно лишь правильно выбрать курс, и тогда он тоже сможет чего-то в жизни добиться».
Разве это плохое желание? Почему же тогда Костя поссорился с Мишей?
Почему мать Кости, Зоя Петровна, всегда понимавшая сына, не приняла его дружбы с Никандрой? Как она вела себя, когда Костя привез девочку знакомиться?
Нашему герою кажется, что против него весь мир: и мать не понимает, и с друзьями поссорился. Однако он продолжает приходить к Нике, помогает ей заниматься с гантелями. А как сама Ника относится к Косте?
«После того как Костя из-за глупого синяка не появлялся целых три дня, Ника жила в постоянном страхе, считая дни до окончания лета, когда неизбежно придется разъехаться по разным районам огромного города. Осень стала наваждением, кошмаром, преследующим днем и ночью. Ника пробовала отвлечься за рисованием, но акварель настойчиво выплакивала на чистые листы желто-бурую палитру осени. Она открывала книгу, но прочитав: «Стояло сухое и теплое бабье лето...» – суеверно отбрасывала повесть, будто печатное слово могло приблизить ненавистную пору. Ника не могла спрятаться от надвигающегося ужаса расставания с Костей. Как прожить без него год? Целый год – все равно что жизнь!»
Что предпринимает Костя, чтобы поддержать в подруге уверенность, веру в чудо? (Развешивает на березе яблоки, пока Ника спит). Оцените его поступок.
Какие последствия имел этот благородный шаг? Кто вмешивается в отношения подростков? (Верка) Зачем она наговаривает на Костю? Почему совершенно здоровая, красивая девочка ревнует к инвалиду?
Кто предупреждает Костю об опасности, о том, что Никандра хочет кончить жизнь самоубийством?
«Костя порывисто шагнул к ней. Неожиданно девчонка с силой стиснула руку в кулак. Раздавленные бусины ягод брызнули соком. Алая струйка ягодной крови липким ручейком потекла по ее запястью, контрастно-яркая на молочно-белой коже. Внезапно Костю охватила смутная тревога. Он бросил беглый взгляд в сторону дач, а когда вновь обернулся к Костянике, та исчезла, растворившись в зелено-желтом мелькании солнечных пятен на листве. Но сейчас Костя меньше всего думал о ее загадочном исчезновении и том, чтобы бежать за ней следом. Перед глазами навязчиво стояла красная струйка на белом фоне. Не в силах объяснить причину безотчетного страха, Костя повернулся и, подгоняемый предчувствием неотвратимой беды, помчался к дачному поселку. «Успеть... успеть... успеть...» – пульсировало в голове».
В какой же момент как правило появляется Ника? Какова ее роль в романе?
Как в жизни Никандры появляется Колобок? Чем он становится для девочки? Вспомните чувства Ники, когда она впервые оказалась в лесу. Как вы думаете, почему писательница подчеркивает, что Нике не просто там понравилось, она словно слилась с лесом?
Чем обернулась для героев прогулка по лесу? Что делает Костя, когда его не пускают к подруге? Как реагируют родители?
Прочитайте эпизод Костя и родители Ники. Как ведет себя наш герой?
Чудо произошло. Однако не само по себе. Что же помогло Нике встать на ноги?
В чем еще заключается чудо? (Ника не только смогла ходить, но и вновь обрела родителей)
Из-за чего произошла последняя ссора между героями. Почему они позволили вмешиваться чужим людям в свои отношения? Что могли сделать герои, чтобы предотвратить ссору? Что главное в дружбе и любви?
Нашим героям повезло: им был дан второй шанс. Впрочем, это не везение: они его заслужили. Прочитайте эпизод встречи двух героев после разлуки. Как вы думаете, почему Костя и сам поверил, что лесной девочки не существовало? Кем же она была?
Так о чем же роман Крюковой «Костя + Ника»? (О любви, о понимании, о чудесах)