Найти в Дзене

Контекст: история сериального чтения

Оглавление

Рассказываем, когда писатели впервые начали публиковать произведения по главам и как развивался этот процесс. А в проекте ЛитРес: Черновики вы можете начать выкладывать свой «книжный сериал» прямо сейчас и получать до 70% с продаж.

Писатели, газетчики, издатели

Сериальное чтение зародилось задолго до телевизионных сериалов.  Его история началась с 1836 года, когда в газете «Ла пресс» под редакцией Эмиля Жирардена выпускается роман Оноре Де Бальзака «Старая дева». Низкая цена газеты и талант писателя определили успех первого подобного сотрудничества. Затем по этому пути последовали другие.

Обратная сторона сериальной литературы — бесконечные сиквелы. Вспомним хотя бы «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Эта история оказалась настолько популярной, что писатель никак не мог завязать с продолжениями. Дополняли эту историю и другие авторы. Дюма всегда заканчивал главу на самом интересном месте, оставляя читателя в предвкушении новой «серии». Стремясь получить больший доход от своего труда, он шел на хитрости. В газете ему платили построчно, поэтому писатель создал героя по имени Гримо, который выражался односложными фразами — «да» и «нет». Эти короткие ответы Гримо занимали целую строку, а издатели не сразу уловили эту хитрость и платили автору за многочисленные короткие строки. И чтобы работа над новыми книгами шла быстрее, Дюма нанимал «литературных негров».

Шерлок Холмс воскресает

Повести и романы о Шерлоке Холмсе Артура Конан-Дойля не носили характер «привычного» сериального чтения, так как публиковались сразу отдельными книгами, а не по главам. Но есть важная особенность, позже повлиявшая на весь процесс поглавной публикации романов. Создатель Шерлока Холмса старался прислушиваться к мнениям читателей и вносил в текст предложенные ими правки. В результате история великого сыщика стала определяться предпочтениями читательской аудитории.

Интересный факт. Дойль даже воскресил Шерлока в угоду читателям. Впрочем, удивительное воскрешение объясняется не только читательским интересом. Убийство Шерлока позволило ему начать работу над историко-приключенческими произведениями и отойти от жанра детектива. Но новые книги не приносили такого же дохода, а писателю нужно было содержать семью: у Артура было двое детей и жена, которая болела туберкулезом. В итоге писатель откликнулся на предложение журнала «Кольерс уикли». Издание было готово заплатить Дойлю 45 тысяч долларов за тридцать новых рассказов о Шерлоке Холмсе. Так сыщик был оживлен, причем история его спасения из Рейхенбахского водопада оказалась очень правдоподобной.

Сериальное чтение в России

Нишу литературных сериалов в России впервые заняли не газеты, а толстые журналы или «толстушки». Объясняется это уровнем образованности населения. Газеты были доступны, но немногие крестьяне умели читать, а высшие сословия предпочитали более серьезные издания. Литературные произведения имели популярность среди аристократов, интеллигенции и разночинцев.

Наиболее популярными были роман «Петербургские нетайны (небывальщина вроде правды, из записок петербургского старожила)» Фаддея Булгарина, роман «Петербург днем и ночью» Егора Ковалевского и культовый роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Все эти произведения по характеру и по тому, как их авторы вели глубокое, детальное наблюдение за простой жизнью, родственны газетным заметкам и очеркам. Создатели также вдохновлялись французскими коллегами-предшественниками, работавшими в жанре авантюрных романов. Публикация таких произведений по главам надолго приковывала интерес русского читателя к повествованию. Таким же образом публиковались известные романы Ильфа и Петрова: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были изданы в художественно-литературном журнале «Тридцать дней».

В начале 20 века интерес к сериальному чтению стал ослабевать, а к середине столетия исчез практически полностью. Объяснялось это широким распространением радио и телевидения, которые перетянули интерес на себя: отрывки из книг зачитывались в радиоэфирах, а на телевидении появились первые сериалы.

Сегодня широкое распространение Интернета и существование различных сервисов для самостоятельной публикации книг подталкивают писателей к возвращению в формат книжного сериала. Теперь главы можно публиковать в сети и получать немедленный отклик.

В России примером успеха в этом направлении можно назвать роман «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Создатель постапокалиптического мира опубликовал первую версию своего романа на отдельном сайте. В этой версии главный герой погибал от шальной пули, что сразу не понравилось читателям. Под их влиянием Глуховский переписал свой роман и снова разместил в сети.

Вы можете публиковать свои произведения по главам на ЛитРес. Как это сделать – читайте в статье