В прошлый раз я рассказал вам, Друзья, о первой режиссёрской пробе пера Никиты Михалкова – дипломном коротком метре постановщика.
Сейчас перед нами полнометражный дебют режиссёра – «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ», снятый по повести Михалкова и Эдуарда Володарского (они же авторы сценария картины).
Разумеется, вы все наверняка смотрели и знаете этот классический фильм 1974 года, поэтому пересказывать сюжет я точно не стану. Думаю, начнём мы с великолепного актёрского ансамбля, а уж затем займёмся критикой.
Итак, вы только посмотрите, кто у нас тут!
Юрий Богатырёв в роли Егора Шилова – красноармейца, чести и совести земли советской.
Александр Кайдановский в роли налётчика Лемке, бывшего белого ротмистра, мерзавца и сквалыги.
Сам в роли бывшего есаула, атамана-пижона Александра Брылова.
Сергей Шакуров в роли Андрея Забелина – отважного и горячего командира эскадрона.
Анатолий Солоницын в роли мудрого предгубисполкома (ох уж эти советские аббревиатуры – звучит, как стошнило)
Александр Пороховщиков в роли рассудительного Николая Кунгурова, предгубчека
Константин Райкин в роли эксцентричного бандита Каюма
Александр Калягин в роли продажного железнодорожника Ванюкина
Николай Пастухов (постоянный участник ранних постановок Михалкова) в роли обаятельного чекиста (звучит примерно, как душевный убийца) Степана Липягина.
Николай Засухин в роли предателя Никодимова
Александр Яковлев в роли бандита, бывшего штабс-капитана Зверева
Уф, вот это красота, да? Ну, собственно, лично для меня на этом красота практически заканчивается, и я сейчас расскажу почему.
Для того, чтобы не стошнить от «иконописных» образов великолепных парней-чекистов и карикатурных мерзких белогвардейцев-бандюков (обратите внимание, Бесогон Сергеевич размашисто ставит знак равенства между бандитом и белым офицером), мне необходимо возвыситься над этой хренью, не обращать как бы, внимания.
Но, зная, до чего товарищи чекисты довели (и что характерно, продолжают доводить) страну - возвыситься надо всем этим, мне немного сложно. Впрочем, раз я КИНО-критик, то «взявшись за куш, не говори, что не дюж». Итак, попробуем исключительно о художественной стороне картины.
Очевидно, что Михалков большой и серьёзный режиссёр. Плохо делать Михалков не умеет. Более того, Никита со временем выработал свой уникальный стиль и авторский почерк.
Однако, в этой его дебютной картине, как никогда и нигде более, мне очевидно, что Михалков завидует Андрею Тарковскому.
Нет, Михалков ни в коем случае не пытается снимать под Тарковского (как, кстати, не моргнув глазом законопачивал его брат Кончаловский). Но совершенно не случайно в «СВОЁМ СРЕДИ ЧУЖИХ…» колосятся любимые актёры Тарковского – Кайдановский и Солоницын. Совершенно не случайно, в те годы Михалков говорил, что его любимый фильм «АНДРЕЙ РУБЛЁВ». Ясно, что Никита Сергеевич мечтал бы снять его сам.
Но для этого, Михалкову нужно было в своих работах уделять основное внимание не властным фигурам и не думать о том, как та или иная картина повлияет на его карьеру. Для этого, нужно было быть немного юродивым, на что наш князь Никита просто органически не способен.
Вот и красный вестерн (или, наверное, истерн) у Михалкова получился очень нарядным и пафосным. Хотя, конечно, главная мысль постановки, её соль, мне, пожалуй, симпатична.
А именно – тонко выведенная Михалковым щемящая тоска по Дружбе и Товариществу, которые герои испытывали, воюя в рядах Красной армии, а нынче растеряли всё это в пыльных душных кабинетах.
Особенно тесно и больно в этих рамках герою Сергея Шакурова, ему, зарытому в бумажках, но стремящегося в бой с шашкой наголо, от души сочувствуешь, несмотря даже на моё пацифистское и тотальное неприятие самого факта насилия. Любого.
Конечно, столь мощные актёры разыграли куда более глубокие характеры, чем абсолютно прямоугольные герои повести-первоисточника. Традиционно мощна и камера постоянного оператора михалковских фильмов Павла Лебешева.
Как обычно, впечатляет и работа художника-постановщика (обязательный для Михалкова Александр “Бэрримор” Адабашьян)
Всё это делает картину «вкусной» и мега-профессиональной.
Но ведь это уже в большей степени заслуга всех этих прекрасных людей, и в меньшей - постановщика, не так ли?
Так что вы уж простите, Девочки и Мальчики, но «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ…» - кино совсем не моё, и да, оно мне не нравится. Но работа эта, бесспорно, крепкая и, не побоюсь этого слова, сильная, засим, оставляю её поклонникам; я же лучше буду пересматривать изумительные михалковские эпики «РАБА ЛЮБВИ» и «НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО». А на следующей неделе у нас с вами будут классические «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ».
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!
P.S. Пара исторических фактов о съёмке картины кажутся мне достаточно забавными, чтобы вам о них поведать.
Факт №1: Наличие чёрно-белых эпизодов в фильме кажется тонкой художественной задумкой режиссёра, хотя эта задумка задумана вынужденно. Дело в том, что добрый Мосфильм выделил ограниченное количество метров дефицитной плёнки Kodak, которой банально не хватало целиком на всю постановку.
Факт №2: Фильм снимался на просторах Чечено-Ингушской АССР, где высокопоставленный папа Никиты – Сергей Михалков в то время был депутатом.
Однако, после того, как была отснята одна из ключевых сцен фильма – налёт на поезд с золотом – выяснилось, что плёнка бракована. Эпизод пришлось переснять уже в Азербайджане, в окрестностях Баку, ибо в ноябре 1973 года в Чечне резко испортилась погода и выпал обильный снег.
Ну вот теперь, вроде всё!
Ваш АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
Читайте также:
«СПОКОЙНЫЙ ДЕНЬ В КОНЦЕ ВОЙНЫ» Дипломная работа студента ВГИКа Никиты МИХАЛКОВА
«РАБА ЛЮБВИ» Никиты МИХАЛКОВА. Белые, Красные и Любовная ДРАМА на фоне немого КИНО
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО» Никита Михалков ставит Чехова
Сидихин, Яковлев, Калягин, Гармаш в забытом ЭПОСЕ Мосфильма «ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ»
Сергей Шакуров в эталонном советском детективе «ВИЗИТ К МИНОТАВРУ»
Янковский, Козаков, Ширвиндт, Павлов, Фарада, Гармаш, Сукачёв в незамеченной экранизации Булгакова «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»