В связи с изменившейся внешнеполитической ситуацией были внесены коррективы в закупочное законодательство, а также принят ряд новых решений о продлении сроков действия механизма параллельного импорта. Изменения коснулись в том числе медицинского оборудования. Очевидно, что с подобными проблемами, связанными с финансированием в здравоохранении, мы еще не сталкивались. Реальность такова: тендеров мало, а платежеспособность упала. Что это принесет отечественному рынку медизделий и каковы прогнозы его развития в условиях, когда трудности возникают не только в бизнесе, но и в понимании того, что будет происходить в стране и мире?
Импортозамещение — не новость?
На прошедшем в конце августа международном форуме технологического развития представители отрасли обсудили ситуацию на российском рынке медицинских изделий и переход системы здравоохранения на отечественную продукцию. Однако вопрос импортозамещения для нашей страны не нов: преференции при закупке товаров отечественного производства существуют с 2011 года. В 2014-м начали принимать активные меры по преодолению зависимости от импортных технологий и промышленной продукции в условиях санкций. Уже тогда остро стоял вопрос о том, что большая часть оборудования в российских медучреждениях импортного производства. Текущие внешнеполитические события обострили ситуацию: в июле был дополнен список недружественных стран, что усложнило взаиморасчеты введением жесткого валютного контроля и запретом на вывоз из РФ валюты. Все это, а также уход с российского рынка зарубежных компаний и возникшие проблемы с логистикой, уже отразилось на стоимости оборудования и медуслуг.
По оптимистичным прогнозам, доля отечественного медицинского оборудования за два года вырастет до 50%, а к 2030-му — до 80%, чтобы вместо импортозамещения прийти к импортонезависимости. Правда, по ранее установленному плану, к 2020 году по основным видам оборудования и изделий доля произведенной в РФ продукции должна была составить 40%, но оказалась в 1,5 раза меньше. Пока же, по словам экспертов, отечественный производитель борется за те 80% рынка, которые им еще не охвачены. Хотя медоборудование, не имеющее двойного назначения, выведено из-под санкций, сложности с его закупкой существуют.
На данный момент на рынке складывается такая ситуация:
- с одной стороны, программа импортозамещения поощряет отечественных производителей, с другой — приоритет, который по закону необходимо отдавать российским компаниям, не стимулирует их создавать высококачественный продукт. Необходимость работать в условиях ограничений вынуждает российские компании использовать только доступные комплектующие — из дружественных стран либо китайские невысокого качества. Это вызывает недоверие дистрибьюторов, которые сотрудничают только с проверенными производителями;
- другая серьезная проблема для российских потребителей — дефицит медизделий, которые в настоящее время в России не производятся либо их качество не соответствует мировым стандартам, например, наукоемкие и высокотехнологичные изделия;
- третий момент — отказ от сотрудничества с некоторыми крупными американскими и европейскими производителями из-за увеличившегося срока изготовления продукции и логистических сложностей, что ведет к росту их стоимости.
Параллельный импорт: с какими рисками мы столкнемся
В мае 2022 года Минпромторг утвердил перечень товаров, которые разрешены к ввозу в РФ без согласия правообладателя, а в начале сентября было принято решение продлить действие легализованного в марте механизма параллельного импорта до конца 2023 года. Медизделия, за исключением небольшой группы и запчастей, в него не попали.
Однако в сфере поставок медицинского оборудования эта практика тоже не нововведение. Дело в том, что у производителей и дистрибьюторов параллельный импорт существовал всегда, но регулировался не на государственном уровне, а оказывался самими производителями изделий и официальными представителями компаний.
Как правило, все дистрибьюторы делятся по так называемому территориальному признаку, т.е. имеют право заниматься продажей только на определенной территории, не выходя на другие рынки. В России это территория нашей страны или дистрибьюторы стран СНГ. Если прописанные в договоре правила нарушаются и производителю это становится известно благодаря серийному номеру отгруженной техники, он вправе расторгнуть дистрибьюторский договор.
Кроме того, если поставка оборудования происходит параллельным импортом, никто не несет ответственность за гарантийную замену и ремонт вышедшей из строя техники, т.к. право заниматься ее диагностированием, ремонтом и т.д. имеют только официальные дистрибьюторы.
Важный нюанс. В настоящее время в сфере поставок медицинских изделий и медоборудования нет прямого запрета на ввоз. Но когда отечественные дистрибьюторы получают оборудование, например, из Европы, и европейские производители подают транспортную декларацию о том, что поставка идет в Россию, правительственные и таможенные органы проводят более тщательные проверки, чтобы предупредить поставки товара другого назначения под видом медоборудования. Это также причина увеличения сроков отгрузки и проблем с логистикой.
Еще одна серьезная проблема, которая появилась на волне увеличения параллельного импорта, — интерес неофициальных дистрибьюторов (т.е. не имеющих лицензии) к заработку на этом рынке. Главная опасность здесь заключается в продаже ими некачественной техники от непроверенных производителей.
Трудности финансирования
По сравнению с планом на 2023 год, Минфин предложил увеличить расходы на госпрограмму «Развитие здравоохранения» на 64,9 млрд руб., а в 2024-м — на 76,5 млрд руб. Тем не менее, многие государственные медучреждения регулярно сталкиваются с недостатком финансирования, в том числе на закупку изношенного медицинского оборудования. Особенно заметно это проявилось на фоне пандемии коронавируса.
Но нередко проблема дефицита средств у государственных клиник связана с их неэффективным использованием. Например, в ряде случаев происходит закупка дорогостоящего оборудования, которое не всегда соответствует реальным техническим характеристикам продукции. С другой стороны, не всегда управленцы, принимающие решение о закупке, отдают себе отчет в том, что на обслуживание дорогостоящего оборудования также необходимы средства, и чем более известен бренд, тем, дороже его техническое и сервисное сопровождение. Поэтому стоит заранее просчитать, насколько внешняя эксплуатация и владение этим оборудованием будут выгодны клинике.
Прогнозы
По данным специалистов, сегодня рынок медицинских изделий на 75% состоит из госзаказа, а 25% закупают частные клиники.
Очевидно, что государственные медучреждения, которые по сравнению с частными клиниками имеют более жесткое регулирование, в большей степени будут испытывать проблемы, связанные с импортозамещением. Вполне возможно, что увеличатся сроки закупок, возникнет дефицит расходных материалов и оборудования, в том числе из-за логистических проблем.
Частные клиники могут получить преимущества, т.к. они более гибкие и легче адаптируются к этим условиям, быстрее находя новых поставщиков и способы закупок, имеют возможность планировать их, не привязываясь к бюджетному году.
Появится больше отечественного и китайского оборудования, а также медицинских изделий из дружественных стран, на регистрацию которого уже сейчас увеличилось количество заявок.
Чтобы избежать возможных проблем, связанных с дефицитом расходных материалов, оборудования и его сервисного обслуживания, стоит учитывать возможные сложности с поставками, логистикой, повышением стоимости оборудования, и планировать такие закупки заранее. А главное — обращаться только к надежным дистрибьюторам, которые знают ситуацию на рынке и сотрудничают исключительно с проверенными производителями.