Чем могут обернуться для малого и среднего бизнеса вроде бы правильные законы о сохранении за мобилизованными рабочими мест и зарплат.
В обычных условиях призыв на военную службу является основанием для прекращения трудового договора по статье 83 ТК РФ. Что касается мобилизации граждан на СВО, то в сентябре 2022 год в экстренном порядке принято постановление правительства о защите рабочих мест для мобилизованных. Уволить мобилизованного сотрудника нельзя.
Трудовой договор с мобилизованным работником должен быть приостановлен на время службы по мобилизации (постановление правительства РФ от 22.09.2022 № 1677). На время приостановки договора работодатель может заключать срочные трудовые договоры и принимать на работу временных сотрудников.
Все работники, призванные по мобилизации с 21 сентября 2022 года, могут вернуться на рабочее место на прежних условиях.
Всё хорошо и даже вроде как всё правильно. Если речь идёт о государственном предприятии или организации, работающей на госконтрактах. Штат там резиновый: расширяй — не хочу.
Теперь представьте, каково субъектам малого/среднего бизнеса (МСП). Сотрудник прошёл обучение, набрался опыта, его забрали, на его место можно взять временного. Но «временные» на дороге не валяются и с остановки трамвая их не набрать. ИР никто на временную работу ещё не пойдёт.
Нового, так называемого временного сотрудника надо выучить, набраться опыта… А тут, глядишь, и прежний сотрудник вернётся. Временный «пошёл вон»?
В МСП и без того сейчас положение тяжёлое — выручки упали, о прибыли зачастую вообще речи не идёт. А тут два человека на одно место, причём оба свои и оба выучены, с опытом. И у обоих зарплаты как до похода на мобилизацию.
Штат расширить невозможно — выручки на двоих сотрудников не хватит. Кошелёк не резиновый. Что делать?
Вот тут-то можно предположить всякое, однако вероятнее всего прогнозируется в таких условиях сворачивание бизнеса — нет фирмы, нет и рабочего места, куда человеку с фронта надо возвращаться.
Да, таков закон. Но законы принимают депутаты, а готовят чиновники. В большинстве своём это люди, которые ни дня не работали в МСП; подавляющее большинство из принимающих законы всю жизнь если и работали, то в больших государственных или полугосударственных структурах. Там штат резиновый, и один-два лишних человека — вообще не проблема.
Увы, но в фирмах, где 5-6 сотрудников и которые работают почти в ноль, появление лишнего человека значит только одно: на уменьшившийся фонд зарплаты придёт ещё один человек.
Безысходность или всё-таки есть выход? Редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» задала вопрос правительству Архангельской области. Оказалось, там о проблеме МСП знают и предпринимают меры. Вот такой ответ получила редакция ИАЭС на отправленный запрос из Минэкономразвития о мерах, направленных на поддержку бизнеса, в том числе находящихся в проработке:
1. Минцифры РФ опубликовало список ИТ-специальностей для предоставления отсрочки сотрудникам IT компаний;
2. По имеющимся кредитам можно использовать льготные периоды и рассрочки;
3. Для мобилизованных предпринимателей, которым были предоставлены гранты, прорабатывается вопрос продления сроков реализации проектов и сроков достижения результатов реализации проектов;
4. На федеральном уровне прорабатываются вопросы:
— предоставления кредитных каникул предпринимателям, в том числе вопросы списания кредитов;
— возможность приостановки платежей по налогам, взносам и кредитам, особенности исполнения госконтрактов;
— утверждения механизма для передачи бизнеса в управлении доверенному лицу и запрета на отчуждение имущества предпринимателя на период доверительного управления;
— запрет на установление новых регуляторных мер на период мобилизации;
— предложения по установлению квоты на количество работников, подлежащих мобилизации с одного предприятия, переходный период для переоформления бизнеса и передаче дел (предложения «Опоры России»);
— для самозанятых после окончания мобилизации будут предоставляться услуги центрами «Мой бизнес» для восстановления клиентской базы.
P.S.
Короче, пока мало что понятно. И очень тревожно.