В день 30-летия знакового дебютного альбома калифорнийских рокеров было бы здорово возобновить традицию околопраздничных рецензий.
Вводные данные.
Исполнитель/группа: Stone Temple Pilots
Альбом: «Core»
Дата релиза: 29 сентября 1992 года
Успехи в крупных чартах: 3 место в США (восьмикратно платиновый статус продаж), 8 место в Канаде (дважды платиновый статус продаж), 29 место в Великобритании (серебряный статус продаж)
Путь от первых попыток создать группу до релиза дебютного альбома у коллектива Stone Temple Pilots занял семь лет. В 1985 году будущий фронтмен Скотт Вейланд и бас-гитарист Роберт ДеЛео познакомились на концерте культовых Black Flag. По легенде, эти двое хвастали друг другу о своих девушках, при этом не зная, что объект интереса то у них был один и тот же! Со временем та девушка уехала в другой город, а Скотт и Роберт ещё больше сблизились на фоне любви к музыке, желая создать успешную группу.
Перебрав нескольких музыкантов, Роберт предложил взять своего старшего брата Дина. А за ударные вскоре сел Эрик Кретц. Так сформировался классический состав Stone Temple Pilots, носивший по первости название Mighty Joe Young. После подписания контракта с лейблом Atlantic Records первое название пришлось сменить – в Чикаго жил блюзмен с точно таким же именем и звукозаписывающая компания справедливо опасалась судебных исков.
Вплоть до 1991 года Stone Temple Pilots занимались привычным для того времени делом – собирали вокруг себя фанатское движение посредством концертов и пытались привлечь лейблы для записи альбома.
Когда удалось и то, и другое – процесс пошёл. «Core» целиком оформился буквально за несколько недель на стыке 91-го и 92-го.
«С тех пор, как мы подписали контракт с Atlantic Records, который был одним из величайших лейблов в мире, я подумал: ”Если мы потерпим неудачу и нас вышвырнут отсюда, пути назад не будет". Это был мой самый большой страх».
Эрик Кретц был явно обеспокоен.
Альбом получился просто отличным, но критики и рядовые слушатели нашли повод подкопаться к группе. «Core» мало того, что по удивительному совпадению вышел в один день с «Dirt» группы Alice in Chains, так ещё и в целом вызывал эмоции чрезмерного сходства с творчеством только прославившихся Nirvana и, особенно, Pearl Jam.
Занятно, что продюсировал «Core» и почти все последующие альбомы Stone Temple Pilots продюсер Брендан О'Брайен, который вскоре станет заниматься тем же самым и для Pearl Jam.
Сами же Stone Temple Pilots подобные обвинения отрицали, разумеется. И ссылались на собственные источники вдохновения.
«Вы знаете, что когда слушаете альбом Led Zeppelin, вы слушаете весь альбом, а не только отдельные песни? Мы хотели сделать подобную запись. Мы хотели создать атмосферу, которая пронизывала бы весь альбом».
Роберт ДеЛео.
Выделю наилучшие моменты с пластинки:
• «Dead & Bloated» – яркая открывающая песня. Как говорил сам Скотт Вейланд, слова к нему приходили сами по себе и не имели большого смысла, ведь он был молодым и неопытным пареньком.
• «Sex Type Thing» – вот с этой вещицей всё гораздо интереснее. Во-первых, памятный рифф, придуманный Дином ДеЛео после прослушивания «In the Light» тех самых Led Zeppelin. Во-вторых, тематика песни:
I am a man, a man
I'll give ya something that ya won't forget
I said ya shouldn't have worn that dress
Скотт Вейланд написал песню об отвратительности насилия по отношению к девушкам на основе личного опыта. Песня вышла первым синглом с альбома и тоже легко стала мишенью для критиков в желании уколоть группу. Впоследствии же всё встало на свои места и клип постоянно крутился на MTV.
• «Wicked Garden» – ещё один заметный хит авторства Скотта Вейланда.
В середине для меня пластинка немного провисает, но всё вновь закручивается с седьмым треком.
• «Creep» – если и искать на альбоме грустную выворачивающую наизнанку балладу, то вот она. Причём в куплетных местах здешний «Creep» сильно походит на более знаменитую песню Radiohead, впервые вышедшую в том же 1992-м. С той лишь разницей, что вариация Stone Temple Pilots совсем не взрывается.
Да здесь этого и не нужно. Их песня и так хороша.
• «Plush» – а вот и мой личный фаворит на альбоме. И, вероятно, самая известная песня с «Core». Двигает её грубый рифф, который бьёт вас словно обухом по голове. Но вместе с тем привлекает внимание. Так думал и лейбл Atlantic, разглядевший сразу же здесь потенциальный хит:
«Atlantic были очень уважительны и предоставили нам полный творческий контроль над своим творчеством. Их намерение состоит в том, чтобы продавать пластинки, и они сказали: “О, это первый сингл”. Мы же ответили: “Нет, это не первый сингл. И более того, мы собираемся похоронить его на девятом треке”. Мы сделали это намеренно. Мы не хотели быть такой группой, которая появилась с большой песней, а потом исчезла. Но да, когда вышла эта песня, это всё изменило».
Роберт ДеЛео о главном хите альбома.
• «Where the River Goes» – достаточно неожиданный для финала восьмиминутный трек как ещё одно доказательство того, что Stone Temple Pilots пришли играть по своим правилам.
I wanna be as big as a mountain
I wanna fly as high as the sun
I wanna know what the rent's like in heaven
I wanna know where the river goes
Несмотря на обвинения в намеренной коммерциализации гранжа и неудачные первые выступления в туре, успехи коллег по цеху явно сделали дорожку Stone Temple Pilots более гладкой. К концу 1993 года, когда завершались гастроли и планировалась работа над следующим альбомом, «Core» уже разошёлся внушительным тиражом.
Мнение от автора: просто отличный дебютник, стоящий в одном ряду с лучшими релизами 1992 года. Да, сравнения с Alice in Chains или ранними Pearl Jam не на пустом месте, но, как показала дальнейшая карьера STP, они были далеко не тупыми сдиральщиками звука. И «Core» – даже не самая моя любимая их работа. Но от этого хуже альбом точно не становится.
Для желающих поддержать канал финансово можно перейти по ссылке ниже и выбрать удобный способ на ваше усмотрение:
https://yoomoney.ru/to/410013170821038
Рекомендую подписаться и на мой канал в Телеграме. Там периодически появляются анонсы новых материалов и происходит общение с наиболее активными читателями блога.