Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа.
Начав с зеленой запятой, которая станет дракончиком. А дракончик потом вырастет большим и однажды встретит противника — злого дракона. И они будут биться много дней и ночей, меняя оружие и теряя в бою то голову, то хвост, которые, конечно, опять отрастут у волшебных драконов… И луна будет сменять солнце. А потом все накроет черная туча и прольется дождь. Дождь такой силы, что настанет настоящий потоп… И если в этот момент взрослый начнет ругаться, что ребенок налил много воды на рисунок и вообще зачем-то все черным цветом некрасиво измазал, то ребенок отвлечется от процесса и не успеет спасти и подружить драконов…
Результатом Сашкиной лепки часто бывает грязно-серый комочек пластилина… Зато в процессе вылепленный персонаж меняет свой облик и позы десяток раз, путешествует по всей квартире, знакомится с игрушками, попадает в разные переделки, в том числе, в прямом смысле этого слова: теряет и вновь обретает конечности. А потом сказочный герой устает от приключений и сворачивается в грязно-серый комочек…
Не спрашивайте маленького ребенка, что он нарисовал. Он, может, вообще не рисовал что-то конкретное. Ребенок рисовал свое настроение, свои эмоции. Но объяснить он вам этого не сможет. Двух-трехлетние дети, когда берут в руки кисти, не заморачиваются над композицией и сюжетом. Спонтанное, аутентичное рисование. Цвет — какой приглянулся. Линия — куда рука повела. Они не просто рисуют изображение — они проживают процесс, гармонизируют свое внутреннее состояние. Например, мальчик Рома в период адаптации к садику каждое утро молча закрашивал несколько листов черной гуашью. И только после этого в его рисунках появлялись другие цвета, на лице — живые эмоции, а в поведении – желание общаться. Эту способность к самокоррекции можно нарушить, если ребенка каждый раз спрашивать: « И что же ты нарисовал?» Ребенок задумается… Ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то.
И будет рисовать стандартные домики с крышей-треугольником (и где только современные дети видят такие крыши?), елочки из трех треугольников, солнышки с лучами – все как у всех на рисунках — и ничего общего с творчеством и самовыражением. Не спрашивайте у малыша, что он нарисовал. Он сам расскажет, когда на рисунке будет конкретный образ. Если очень хочется, можете осторожно высказать предположение: «А вот это мне кажется похожим на слона»
Не оценивайте результат. Любуйтесь процессом!
Автор: Анна Быкова, психолог, педагог, арт-терапевт
Источник: Книга Анны Быковой "Развивающие занятия "Ленивой мамы"