Найти тему
Загадки истории

НЕВЕРОЯТНЫЕ АРТЕФАКТЫ#4.4 Драгоценные страницы#4.Ключ от всех дверей

Оглавление

Драгоценные страницы

Ключ от всех дверей

В позднее Средневековье вся Ев­ропа была охвачена погоней за ма­гическими тайнами и мистически­ми откровениями. Маги и алхимики стремились постичь все секреты природы, научиться превращать свинец в золото и жить вечно. Кла­дезем тайных премудростей были гримуары - трактаты о сверхъесте­ственном, которые часто имели весьма загадочное происхождение. Авторство самого известного и ав­торитетного из них приписывалось библейскому персонажу - автору знаменитых притч царю Соломону.

Магией люди интересовались и пытались заниматься всегда. Но именно позднее Средневековье стало временем, когда Европа буквально сошла с ума в погоне за магическими тайнами и оккульт­ными секретами. Алхимики и маги жили при дворах большинства ев­ропейских государей. А император Священной Римской империи Ру­дольф II во второй половине XVI века превратил Прагу (имперскую столицу того времени) в настоящий центр магии и алхимии. Импера­тор и сам был не чужд тайных наук, а кроме того, оказывал радушный прием каждому, кто мог складно говорить о движении небесных тел, секрете превращения металлов друг в друга, создании искусственного человека (гомункула) или эликсире бессмертия. При этом оккультная наука действовала не по тем же законам, что современная. Если сей­час выше всего ценятся новейшие достижения, то в средневековой ал­химии — чем древнее было знание алхимика, тем выше был его авто­ритет и ценнее услуги. Но свое вдохновение средневековые маги, как и современные ученые, черпали прежде всего в книгах.

Титульный лист «Гоетии» из «Малого ключа Соломона»
Титульный лист «Гоетии» из «Малого ключа Соломона»

Книги для избранных

Существовал специальный тип книг, предназначенных для постижения запретных тайн. Назывались такие трактаты гримуарами. Они были очень разными. Некоторые представляли собой сборник рецептов магических зелий. Некоторые целиком были посвящены проблеме поиска пресловутого философского камня, способного решить разом все проблемы и с богатством, и со здоровьем. Некото­рые из гримуаров до сих пор до конца не расшифрованы, и их точ­ный смысл остается загадкой.
Одной из самых популярных тем, которой были посвящены гримуары, был вызов различных сверхъестественных существ. Как ни боролась католическая церковь с колдовством и чернокнижием, но люди веками массово верили, что заключить контракт с могуще­ственным демоном — это отличный вариант для того, чтобы счастли­во устроить свою жизнь. Правда, делать это, разумеется, нужно было по всем правилам. Вот эти-то правила и были изложены в гримуарах. Как правильно вызвать демона, как подчинить его своей воле, как строить разговор и как добиться желаемого.
Кто же писал эти таинственные книги? Главным образом, конеч­но, сами чернокнижники. Но очень редко они подписывались своим настоящим именем - ведь за игры с демонологией в конце концов можно было попасть в серьезные неприятности. Поэтому авторство приписывали более высоким авторитетам. Например, Гермесу Трисмегисту — вымышленному богослову, который, как считалось, обла­дал исключительной мудростью и был причастен ко всем тайнам. А порой поступали проще - авторами гримуаров делали библейских царей и пророков. Например, Моисея или Соломона.

Алхимики были чем-то средним между учеными и колдунами
Алхимики были чем-то средним между учеными и колдунами

От «Большого» к «Малому»

Для алхимиков царь Соломон был не просто библейским персо­нажем, автором мудрых притч, Книги Екклесиаста и Песни песней. Поклонники оккультных наук были уверены, что он обладал могу­щественной магией, позволявшей повелевать демонами. Анало­гичные мотивы, кстати, есть в исламе, где Соломон (Сулейман ибн Дауд) является повелителем бесчисленных полчищ джиннов, вы­полняющих любые его приказы. Поэтому ничего удивительного, что один из самых известных дошедших до нас гримуаров носит назва­ние «Ключ Соломона» и почти полностью посвящен именно демо­нологии.
Строго говоря, «Ключ Соломона» - это не книга, а сборник. Он содержит несколько трактатов, никак не связанных друг с другом и, вполне возможно, даже написанных разными авторами. Средневе­ковые маги, впрочем, верили, что все они написаны Соломоном, просто в разное время. Кроме того, выделяют «Большой ключ Со­ломона» и «Малый ключ Соломона». «Большой ключ» — более ран­ний гримуар, написанный ориентировочно в XIV-XV веках. Он ин­тересен тем, что автор всячески подчеркивает свою приверженность христианской церкви. Все манипуляции с вызванными духами осу­ществляются посредством призывов к Богу и, как подразумевается, с помощью Божественной же силы. Перед началом магических про­цедур рекомендуется исповедоваться в грехах, иначе Бог может не прийти на помощь грешнику.
«Большой ключ Соломона» послужил источником вдохновения для «Малого», который иногда называют «Лемегетон». Этот гримуар частично написан в XVI веке, но полностью оформился уже к сере­дине XVII столетия. «Малый» он только по возрасту. По размеру же, наоборот, превосходит «старшего брата».
«Малый ключ Соломона» состоит из пяти частей, каждая из ко­торых — самостоятельный трактат. Вновь нет никакой уверенности, что все они написаны одной рукой. И уж тем более — что царь Соло­мон (существование которого историки вполне признают) имел хоть какое-то отношение к созданию хотя бы одного из них. Но при этом впечатляет колоссальная работа, проделанная создателем (или соз­дателями) гримуара.

Демон по имени Буер - один из изображенных в «Гоетии»
Демон по имени Буер - один из изображенных в «Гоетии»

Демоны, духи и ангелы

Первая книга «Малого ключа» называется «Гоетия». В ней содер­жатся описания 72 демонов, которые были заключены Соломоном в медный сосуд. Сосуд он бросил на дно озера. Там его нашли вавило­няне и, думая, что внутри золото, разбили. Демоны вызвались на свободу и разлетелись по всему свету. Именно этих потусто­ронних «гостей» и пытались вызвать и подчинить сво­ей воле средневековые маги. А «Гоетия» должна была по­мочь им лучше понять, с кем они имеют дело. Трактат со­ держит довольно подробные инструкции по вызову демо­нов и управлению ими.
Во второй книге, под на­ званием «Теургия Гоетия», перечислены духи возду­ха. Они в плену у Соломо­на не томились и не отно­сятся к силам зла. «Эти духи по своей натуре добрые и злые одновременно. Одна часть их — добрая, дру­гая — злая. Ими управля­ют князья, каждый из ко­торых живет в одной из четырех частей света», — пишет автор гримуара.
Третья книга назы­вается «Арс Паулина», и некоторые исследовате­ли полагают, что это на­ прямую связано с именем апостола Павла. Содер­жание ее еще более уди­вительно, чем у первых двух. На этот раз магу предлагают научиться по­велевать ангелами. Ан­гелы, по мнению авто­ра гримуара, повелевают дневными и ночными ча­сами, а также знаками зо­диака. При этом каждый из них имеет в подчине­нии сонмы духов, кото­рых тоже можно вызывать и подчинять. Этот причудливый сплав астрологии и христианства проиллюстрирован многочисленными изображениями печатей, с помощью которых можно вызвать раз­личных ангелов. В том числе и ангела-хранителя.
Название четвертой книги «Малого ключа» имеет явную связь с арабским миром: «Арс Алмадель». Таинственный Восток всегда счи­тался в Европе настоящей кладовой оккультного знания. Так что без отсылок к сарацинам обходились лишь некоторые гримуары. Речь здесь тоже идет об ангелах, обитающих в «одном из четырех зодиа­кальных миров».
Пятая книга под названием «Арс Нотория» заметно отличается от всех остальных. Она практически полностью состоит из различных воззваний непосредственно к Богу, которого просят дать силу и защиту. «О, Всевышний Бог, Отец наш, Ты безгранично правишь миром - подтверди и исполни мою просьбу, и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершен­ствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь», — говорится в гримуаре. Эту часть «Малого ключа Соло­мона» считают самой древней. Похоже, она была создана еще в XIII веке. Скорее всего, это вариант текста, на который опирался автор «Большого ключа». Все-таки изначально маги пытались действовать именем Бога, хотя и в обход Церкви. Идеи о подчинении демонов, духов и ангелов появились позднее.
Специалисты (как историки, так и те, кто называет себя «мага­ми» в наши дни) до сих пор спорят о том, кто и когда написал «Ключ Соломона» и есть ли в этом гримуаре что-то, кроме фантазий о все­ могуществе. Совсем недавно было осуществлено первое полное ака­демическое издание «Малого ключа». Но сколько загадок еще таит в себе этот древний текст?

Царь Соломон в Библии и легендах алхимиков - два совершенно разных человека
Царь Соломон в Библии и легендах алхимиков - два совершенно разных человека

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ