Найти тему

«Образование по-другому»: как найти баланс между фундаментальным образованием и умениями «для жизни»

Продолжаем обсуждать тему трансформации образования с экспертами. На этот раз гость сообщества — генеральный директор ИОТ-Университета, главный архитектор платформы Modeus Павел Музыка.

— Какие задачи должна решать система образования в современной России?

В современной дискуссии представлены две полярные точки зрения. Одна точка зрения говорит о том, что в первую очередь необходимо делать акцент на профессиональные компетенции и готовить профессионалов для рынка труда. Вторая — о том, что образование должно в первую очередь давать soft skills и self skills, воспитывать самостоятельность, ответственность и умение учиться. А профессиональные компетенции человек потом сам сможет приобрести в течение жизни.
Истина, как обычно бывает, находится посередине. Профессиональные компетенции безусловно важны. Но все меньше остаётся отраслей, где эти компетенции будут основой профессиональной деятельности на всю жизнь. А поэтому для большинства выпускников это будет основой для первого шага в карьере. Что приводит к признанию необходимости развития тех самых soft skills и self skills как основы для следующих шагов развития.
Но здесь важно не забывать о второй стороне вопроса. Кроме «умения учиться» надо еще дать студенту технический или гуманитарный базис плюс большое количество профильных знаний. Это подготовит человека к выходу из вуза в жизнь.
Поэтому ключевая задача трансформации современной высшей школы — найти баланс между фундаментальным образованием и умениями «для жизни», чтобы человек был способен сам учиться и принимать ответственные решения.

— Какие принципы нужно заложить в основу трансформации системы образования с учетом текущих реалий и вызовов?

Для построения баланса, о котором мы говорим, в системе важнейшим должен стать принцип гибкости образовательных моделей. Это необходимо для быстрой адаптации университетов к изменениям в науке, технологиях, общей ситуации в мире.
Любая трансформация должна быть целенаправленной. Нельзя проводить преобразования только потому, что это стало модным трендом. Поэтому вторым важным принципом является осознанность реализуемых изменений. Прежде чем запускать процесс трансформации, необходимо четко ответить на два вопроса: «Зачем я хочу это изменить?» (или «Чего я хочу добиться этим изменением?») и «Как выглядит целевая принципиальная модель.

Напомним, что в дискуссии «Образование по-другому» уже приняли участие:

✅ Ректор НГУ Михаил Федорук

✅ Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская

✅ Директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев

✅ Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

✅ Советник Генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Серова.

Наша дискуссия продолжается — ждем ваших мнений в https://t.me/Newwayofedu_bot

Образование по-другому -> https://t.me/newwayofedu

-2