Найти тему
Солнечный Свет

Речевой этикет. Некоторые заметки.

В социумах, которые мы именуем «общество», развитие этикета шло как система правил поведения, запретов или разрешений.
Все это было (и есть) направлено на организацию морально-нравственных норм. Например: защищай младшего, заботься о супруге, уважай старшего, будь добр с людьми, не обижай тех, кто от тебя зависит, трудолюбие — это благо, и так далее.
Есть хорошее определение от Введенской Л.А -о том, что такое этикет: «Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой либо деятельности».
Также мы вполне можем объединить этикет и этику. Хотя бы потому, что большинство толковых словарей именно этику определяют как систему норм нравственного поведения человека ли, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Деятельность человека, в том числе общение, это отражение социальных условий, в которых она проходит. И речь у нас, конечно, строится по-разному. Это зависит от того, с кем мы общаемся, цели общения, какие отношения между «нами». И ведь мы привыкли менять свой тип речи в зависимости от условий. И делаем это чаще всего неосознанно, на автомате.

Но. Стоит допустить ошибку в выборе, какой тип речи использовать, как нарушается автоматизм восприятия, и мы немедленно замечаем то, что было вне нашего внимания ранее.

Вся наша речь изменяется вместе с нашими отношениями. Колебания. Этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение происходит, думаю, что вы согласитесь, лишь время от времени. Конечно, если у вас не работа «по протоколу». А вот видоизменение (упомянутая модуляция) речевого (и добавлю неречевого) поведения под влиянием человеческих отношений происходит всегда. Могу сделать короткий вывод о том, что речь – одно из самых важных средств, которое всегда в нашем распоряжении, и которым мы выражаем «этикетное содержание».

Речь и этикет – связаны неразрывно. И это всегда. Повседневно и в любом типе социума.

Мы подошли к определению темы очерка. Определим?
Речевой этикет — это принятая в определенном социуме совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и уместности высказываний.

У разных исследователей этого феномена есть много других, различных определений. Вы сами можете найти их в поисковиках, приводить цитаты здесь – считаю неуместным.

Изучение речевого этикета — это особая прослойка на стыке психологии, лингвистики, истории культуры и всего, что связано с этносами. Вполне возможно, что еще очень многие гуманитарные дисциплины я просто не упомянул – их слишком много.

Если смотреть шире, то речевой этикет это характеристика практически любого успешного акта коммуникации.

Также предмет рассмотрения удобно будет охарактеризовать как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения, с элементами, реализованными на разных языковых уровнях.

Немного примеров этих уровней:

- лексика: «спасибо», «пожалуйста», «Извините»;
- грамматика: «Вы»;
- стилистика: отказ от употребления непристойностей или шокирующих слов;
- интонационный: использование тональности, согласно назначению сказанного;
- орфоэпический: употребление полных слов и фраз, без упрощенных сокращений;
- коммуникативный: не перебивать собеседника и пр.

Очень интересно рассматривать речевой этике с точки зрения игр, описанных Э.Берном в своих работах. А именно – получение психологического удовлетворения от применения вышеописанных уровней в различных ситуациях. Но это просто ремарка, т.к. любой пример займет слишком большой объем. Предлагаю желающим самим ознакомится если не с трасактным анализом,
то с книгой «Игры, в которые играют люди».

Речевой этикет имеет еще одну специфику. Он определяет собой как языковую практику, так и норму.
Наши представления о правильной, культурной, нормированной речи – это, в частности, представления как раз о предмете разговора.
Ведь нам, допустим, прекрасно известны формулы извинения за неловкость: однако если одно это норма («Извините меня», «Прошу прощения»), то иные либо отвергаются, либо не рекомендуются другие, например, «Извиняюсь» (причем иногда подобному разграничению даются «обоснования» вроде: нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других и пр.).

Более подробно о функциях речевого этикета, факторах, определяющих его формирование, какие грубые нарушения можно выявить (это о жаргонизмах или просторечье), ошибках в современной речи – читайте у нас!

Международный педагогический портал Солнечный свет

https://solncesvet.ru

Мы представляем свои сервисы, которые делают саму работу учителей - более яркой и динамичной, а также реально помогают при аттестации педагогов:

- вебинары для педагогов;
-
творческие конкурсы для педагогов и учащихся
- олимпиады для воспитателей, учителей, для педагогов, для школьников
-
курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов и учителей;
- публикация материалов на нашем сайте (Портал зарегистрирован как СМИ,) или в печатном издании.

#дополнительноеобразование #переподготовкапедагога #курсыповышенияквалификации #курсыонлайн #курсыпереподготовки #вебинардляпедагогов