Найти тему

ФИЛЬМ "КОРОЛЕВА"

После долгого правления консерваторов в ВЕЛИКОЙ БРИТАНИИ побеждают лейбористы во главе с ТОНИ БЛЭРОМ.

Приход к власти социально чуждых людей не единственная проблема, вставшая перед ЕЛИЗАВЕТОЙ ВТОРОЙ в 1997 году.

В августе того же года погибает принцесса ДИАНА.

Семь дней, прошедших между катастрофой в тоннеле на западе Парижа и похоронами ПРИНЦЕССЫ УЭЛЛЬСКОЙ, - неделя, за которую британская монархия
пережила один из тяжелейших своих кризисов, -- вот тот отрезок эпохи, вокруг которого и строится фабула "КОРОЛЕВЫ".

КОРОЛЕВА (2006)

The Queen

биографический,

драма,

исторический

РЕЖИССЁР:

Стивен ФРИРЗ

В РОЛЯХ:

Хелен МИРРЕН,

Майкл ШИН,

Алекс ДЖЕННИНГС,

Роджер АЛЛАН ,

Сильвия СИМС

Премьера: 1 марта 2007 года

Фильм начинается со сцены,
когда этот витальный молодой человек и его супруга – напористая целеустремленная женщина антимонархических взглядов –
впервые посещают Букингемский дворец.

Согласно британской традиции,
победы на выборах недостаточно – для того, чтобы сформировать ПРАВИТЕЛЬСТВО, необходимо поручение от КОРОЛЕВЫ.

Приход к власти социально чуждых людей не единственная проблема, вставшая перед Елизаветой Второй
в 1997 году.

В августе погибает принцесса ДИАНА.

Семь дней,
прошедших между катастрофой
в тоннеле на западе Парижа и похоронами принцессы Уэлльской, неделя, за которую британская монархия пережила
один из тяжелейших своих кризисов, – вот тот отрезок эпохи,
вокруг которого и строится фабула "КОРОЛЕВЫ".

ДИАНЫ нет среди персонажей фильма, только в хронике и на снимках папарацци:

на яхте с ДОДИ, в отеле на ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ, перед камерами с чёрной девочкой на руках, перед ведущим Би – би - си – произнося свои знаменитые слова о том, что ей никогда не стать КОРОЛЕВОЙ АНГЛИИ, но хотелось бы быть КОРОЛЕВОЙ ЛЮДСКИХ СЕРДЕЦ.

Нет и любовницы принца ЧАРЛЗА (в настоящее время - короля КАРЛА III) – КАМИЛЛЫ ПАРКЕР - БОУЛЗ.

Она мелькнет всего один раз – на фотографии.

На самом общем плане появятся МАЛЬЧИКИ - ПРИНЦЫ.

Остальные действующие лица сыграны актерами, и на первый взгляд кажется, что именно актерская игра главный козырь
и главное достоинство фильма.

Игра, действительно, выдающаяся.

Одна из лучших британских актрис, ХЕЛЕН МИРРЕН,
за роль ЕЛИЗАВЕТЫ ВТОРОЙ награждена "ЗОЛОТЫМ ГЛОБУСОМ", "ОСКАРОМ" (обе награды получены в соперничестве) и еще парой десятков других призов.

(Кстати, разные фильмы ФРИРЗА попадали в оскаровскую номинацию "За лучшую женскую роль" шесть раз.)

МАЙКЛ ШИН в роли ТОНИ БЛЭРА по отношению к своему персонажу комплиментарен и точен одновременно.

Он играет не столько реального премьера ВЕЛИКОЙ БРИТАНИИ,
успевшего за десять лет, прошедших с 1997 - го, стать для страны фигурой вовсе не однозначной, а идеальную мечту
избирателя о молодости, живости, быстрой и человечной реакции на фоне набившей оскомину британской чопорности.

Принц ФИЛИПП в исполнении ДЖЕЙМСА КРОМУЭЛЛА – это ровно тот принц ФИЛИПП, которого представит себе любой, кому придет охота задуматься о супруге ЕЛИЗАВЕТЫ ВТОРОЙ.

То, каким тоном произносит покойная ныне КОРОЛЕВА - МАТЬ (СИЛЬВИЯ СИМС) слово celebrities
(речь идет о гостях,
присутствующих на похоронах
принцессы ДИАНЫ), надо слышать – к сожалению, потери при дубляже неизбежны…

Бесчисленные слуги, секретари, штат дворца и помощники на Даунинг-стрит, 10, – все они иллюстрируют тезис о том, что маленьких ролей не бывает, особенно для актеров английской школы.

Особое удовольствие
фильм должен доставить тем, кому любопытны традиции
и кто ценит точность в деталях.

Мы узнаем о том, как завтракают у Блэров: на кухне, в высшей степени демократичном антураже – муж, жена, трое детей, никакой прислуги, – так начинают день миллионы интеллигентных граждан
по всему миру.

Мы увидим и чаепития в Букингемском дворце; узнаем, в каком виде члены августейшей фамилии могут,
а в каком нет предстать перед посторонними.

Пройти по комнатам в халате
с грелкой в руках разбуженная ночью страшной вестью королева имеет право, а вот надеть брюки во время охоты –
ни при каких обстоятельствах…

Сцены охоты у Фрирза – та вершина режиссерского мастерства, до которой очень мало кому из претендовавших в этом году на "ОСКАРА" удалось дотянуться.

Собственно, охоты никакой нет –
есть грандиозная панорама
шотландских гор, где - то в расщелинах спрятавшиеся маленькие человечки (принц ФИЛИПП, ЧАРЛЗ, МАЛЬЧИКИ - ПРИНЦЫ, СЛУГИ), а вдали КОРОЛЕВСКИЙ ОЛЕНЬ, давно не виденная даже в этих угодьях особь, которую люди преследуют.

Королева не участвует в этой травле, и когда олень подходит к ней совсем близко, а рядом слышатся выстрелы охотников, гонит его прочь от опасности.

Но отсрочивает его гибель всего лишь на пару дней.

Олень забредает в соседское поместье, где его достает пуля платного гостя – менеджера инвестиционного банка.

Вся охотничья сага снята таким выдающимся образом,
что даже превращение оленя в символ гибнущей
от нашествия варваров высокой культуры картину не опошляет, как это часто случается с символами.

Королевский олень и служащий ИНВЕСТБАНКА, действительно, несовместимы в одном пространстве.

А ФРИРЗ снимает совсем не исторические хроники, его фильм – это история великого противостояния традиции и поп - культуры, культа сдержанности, внутреннего достоинства и принципа "все на продажу".

ЕЛИЗАВЕТЕ ВТОРОЙ выпала участь жить в эпоху ДИАНЫ, ЭЛТОНА ДЖОНА, АРМАНИ и прочих celebrities.

ЕЛИЗАВЕТА и ДИАНА – как олень и банковский менеджер: не враги, а существа из разных миров.

Симпатии общества на стороне принцессы.

Симпатии режиссера безоговорочно принадлежат Королеве, хотя, конечно же, далеко не всегда двору.

Именно отношение БЛЭРА к ЕЛИЗАВЕТЕ, эволюционировавшее от иронии к восхищению, для ФРИРЗА и его зрителей
становится самым ценным качеством британского премьера.

Под давлением БЛЭРА
ЕЛИЗАВЕТА делает то, чего ждёт от неё большинство населения и что,
как она думала, подорвет устои, – придаёт похоронам ДИАНЫ государственный статус и возвращается в ЛОНДОН
из шотландского поместья, чтобы почтить память бывшей невестки, нарушившей брачные клятвы.

Монархия не рухнула.

Недоумение Елизаветы,
режиссёра и зрителей перед всем, что случилось, осталось.

"КОРОЛЕВА" в значительно большей степени, чем нашумевший «ВАВИЛОН» / Babel / (2006), картина о страшном кризисе коммуникаций.

И в отличие от кризиса британской монархии этот кризис, похоже, действительно, непреодолим.

ЕСЛИ ХОТИТЕ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ САМИ, А ТАКЖЕ ПОДПИСЫВАЙТЕ НОВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ НА МОЙ КАНАЛ «АНДРЕЙ СУРНИН (АНДРИАН)»

АНДРЕЙ СУРНИН (АНДРИАН)