Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В своих материалах я несколько раз упоминал о том, что хвост (то есть последний вагон) пассажирского поезда, по инструкции, обозначается тремя красными огнями - два сверху (слева и справа) и один снизу, с правой стороны. Однако есть распространённый вопрос - а почему нет четвертого огня снизу слева, который бы логически завершал эту композицию. В этой статье я постараюсь дать на него ответ.
Про то, зачем нужно обозначать хвост - я рассказывал в прошлой статье. Если вкратце, то, во-первых, в темное время суток, в случае неисправности автоблокировки или светофорной сигнализации, машинист будет видеть впереди идущий поезд. А во-вторых, для работников железной дороги - это подтверждение того, что данный вагон действительно последний, то есть поезд едет в полном составе и от него ничего не отцепилось по пути.
Кстати, когда электричества в пассажирских вагонах не было, функцию этих огней выполняли свечные фонари с красными или белыми стеклами. Хвост поезда, при движении вперед, обозначался красными огнями, а если вагоны осаживались (то есть локомотив их толкал), фонари поворачивались и светили уже белым светом.
Ну а теперь перейдём к вопросу о том, почему используется именно такая комбинация - три огня в каждом углу, кроме нижнего левого. Начнём с того, что хвост грузового поезда, например, обозначается лишь одним, даже не огнём, а красным диском со светоотражателем, который расположен снизу справа. Поскольку пассажирский поезд, таки, требует больше внимания, то его нужно выделить как-то особенно.
Можно, для того, чтобы их различать, добавить ещё один фонарь, с той же стороны, но уже сверху. Вроде как неплохо, однако, при движении по перегону, будет уже сложно различить потенциальный хвост пассажирского поезда от светофора, который будет гореть красным где-то вдалеке. А вот если сверху, чтобы было видно лучше, но уже с левой стороны, поставить ещё один фонарь, то получается вполне ясная картинка, которую сложно с чем-то спутать.
В принципе, четвертый фонарь, в таком случае, уже не особо то и нужен. Также, при таком расположении фонарей, на станциях с большим путевым развитием, машинисту проще оценить, на каком пути стоят вагоны - на «его пути» или на соседнем. Не возникает оптической иллюзии, во-первых (это если бы было 4 фонаря), а во-вторых, красные огни хвоста не сливаются с красными огнями мачтовых и маневровых светофоров, коих на станциях предостаточно. Так что упреки о том, что в «РЖД» дефицит лампочек - в данном случае неуместны. Кстати, тремя красными огнями обозначаются не только последние пассажирские вагоны, но хвост электричек и, например, «Сапсанов».
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!