Заслуженная художница Российской Федерации Екатерина Шапкайц, работавшая над новым сериалом, рассказала о тонкостях создания нарядов персонажей.
Российский драматический сериал о восстании декабристов «Союз спасения. Время гнева», являющийся сиквелом и приквелом одноименной ленты Андрея Кравчука, вот-вот выйдет на экраны — 28 сентября он появится в онлайн-кинотеатре KION, а через некоторое время — на Первом канале. Накануне премьеры мы поговорили с художницей по костюмам Екатериной Шапкайц, которая работала над потрясающими нарядами персонажей проекта, и узнали много любопытных деталей.
— У сериала большой актерский состав, огромная массовка. Вы считали, сколько костюмов вам пришлось пошить?
— В общей сложности получилось около двух тысяч. Мы изготовили все костюмы армии и гвардии: от рядовых до офицеров, и, конечно же, для главных персонажей. А вот гражданские наряды были частично набраны в прокате, но не полностью: одежду для массовки «первого плана», светской публики и даже простолюдинов мы тоже делали сами.
— Чей наряд было делать сложнее всего?
— По-настоящему тяжело было разобраться в тонкостях военной формы в самом начале проекта. Но в этом нам помогли замечательные консультанты Сергей Попов и Олег Леонов. С ними нам очень повезло, поскольку мы обсуждали каждый эпизод и сцену, советовались по всем мелочам, которых было предостаточно. Зато вышло очень увлекательно, словно потрясающее путешествие в Россию первой четверти XIX века.
— А какой костюм был самым интересным и любимым лично для вас?
— Невозможно выбрать, мне нравятся многие. В каждый был вложен огромный труд.
— У женских персонажей сериала множество красивых винтажных украшений. Вы брали драгоценности в аренду или создавали реплики?
— Мы работали вместе с замечательным художником и просто потрясающим знатоком эпохи Димой Андреевым. Им было создано большинство костюмов женских персонажей. И все украшения были или антикварными, или точными копиями исторических аксессуаров.
— Чтобы сшить теплую одежду для дозорных в «Игре престолов», художники по костюмам использовали в качестве меха напольные коврики из «Икеи». А вам доводилось находить элементы нарядов персонажей в неожиданных местах?
— Сериал «Игра престолов» был создан на средневековом материале, поэтому там можно найти применение домотканым фактурам. Я сама, когда работала над костюмами к «Викингу» и «Трудно быть богом», использовала все — вплоть до мочалок из лыка. Во время работы над «Союзом спасения» были совершенно иные задачи, потому что это другая эпоха, материалы были вполне традиционными: сукно, шелк, хлопок и лен.
— Была ли одежда, которую актерам было носить неудобно, но того требовала роль? Может, исполнители жаловались на корсеты, тяжелую униформу?
— Наши герои носят мундиры с очень высокими и жесткими воротниками, они заставляют человека всегда держать спину прямой. Сначала артистам это было неудобно и непривычно, но постепенно все обжили костюмы и стали чувствовать себя свободно. Вообще, наши актеры героически себя вели: и жару, и холод переносили стоически, без единой жалобы. Атмосфера на площадке была необыкновенно дружественной и творческой. Не хотелось расставаться, когда проект завершился.
— Что происходит с костюмами после съемок? Кочуют ли они в другие проекты? Может быть, какие-то наряды из сериала тоже уже где-то снимались ранее?
— Многие костюмы, которые специально создали для фильма «Союз спасения», можно увидеть и в сериале, хотя пришлось сделать множество дополнительных нарядов. После окончания съемок костюмы передали в хранилище студии, их смогут брать на прокат в другие проекты. Это общепринятая практика.