1,2K подписчиков

АЭС на корабле: почему атомные ледоколы есть только в России и зачем они нужны

18K прочитали

Чтобы пройти до Северного полюса, судну нужно столько энергии, сколько на дизельном ледоколе не выработать. Зато реактор атомохода позволяет обеспечить энергией и корабль, и целый город. Безопасны ли атомные ледоколы – суда, которые есть только у России?

Чтобы пройти до Северного полюса, судну нужно столько энергии, сколько на дизельном ледоколе не выработать. Зато реактор атомохода позволяет обеспечить энергией и корабль, и целый город.

Как появились атомные ледоколы

В Мурманске у морского вокзала пришвартован первый в мире атомный ледокол «Ленин», ставший в 1989 году музеем. В 1957 году он первым отправился в Арктику не на дизельном топливе, как это делали раньше, а на энергии ядерной установки, то есть небольшого ядерного реактора.

Атомная энергетика – относительно недавнее изобретение. Она появилась в середине ХХ века и произвела революцию, став самым мощным источником энергии в истории. Вместе с тем, однако, она стала и величайшей опасностью, сделав возможными техногенные катастрофы огромных масштабов – достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году, из-за которой более двух с половиной тысяч квадратных километров стали непригодными для обитания, а подсчет жертв идет до сих пор.

Впрочем, атомные ледоколы, двигатели которых по сути небольшие АЭС (они называются атомными паропроизводящими установками – АППУ), способные питать электричеством целый город, еще ни разу не становились причиной масштабных катастроф. К тому же мощность ядерных энергетических установок на ледоколах не превышает, по словам д. т. н. Владимира Кузнецова, 300 МВт, тогда как та же ЧАЭС могла вырабатывать в десятки раз больше энергии – до 6000 МВт.

За всю историю российского атомного флота известно лишь о двух авариях на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». В 1965 году из-за перегрева у АППУ атомохода повредилась активная зона реактора. Тогда все облученное топливо сперва выгрузили на берег, закрыв его в специальном саркофаге, а затем на понтоне отбуксировали к восточным берегам Новой Земли, в залив Цивольки, где и затопили.

Вторая авария произошла на том же атомоходе-пионере в 1967 году. На одном из реакторов его ядерной энергетической установки (ЯЭУ) снова возникли проблемы с водоснабжением. Устранить эту неполадку у специалистов не вышло, а потому всю установку было решено затопить в том же заливе, что и отработанное топливо, изъятое из реактора два года назад. Это, разумеется, стало причиной заметного, пусть и не столь катастрофического, как в Чернобыле, радиоактивного заражения воды: вылов рыбы и судоходство в заливе Цивольки невозможны до сих пор.

Чтобы пройти до Северного полюса, судну нужно столько энергии, сколько на дизельном ледоколе не выработать. Зато реактор атомохода позволяет обеспечить энергией и корабль, и целый город.-2

Работа на атомном ледоколе в штатных условиях, однако, не представляет для моряков опасности. За время эксплуатации самого первого атомохода «Ленин» были зарегистрированы облучения дозами от 20 до 30 рентген при допустимой на нем дозе в 15 рентген. При этом, как пишет атомщик Юрий Смирнов в своем блоге, допустимая доза на АЭС в Обнинске равняется 30 рентгенам, а для того, чтобы получить легкую степень лучевой болезни, необходимо получить около 300 рентген общего облучения. На современных ледоколах допустимая доза облучения равна 2 рентгенам – это стало возможным благодаря улучшению устройства ядерных установок.

В любом случае корабельный реактор никогда не остается без технического надзора. На каждом атомном ледоколе кроме обычных членов экипажа вроде капитана или кока есть целая команда ядерщиков.

Зачем нужны такие ледоколы

Казалось бы, даже при подобных сравнительно небольших рисках было бы лучше отказаться от атомного флота и заменить его дизельным. Однако это невозможно: суда, оборудованные дизельным двигателем, попросту не способны выполнять ту работу, что входит в задачи атомных ледоколов, – дизельному двигателю не хватит мощности. Поэтому представить современное северное судоходство без атомных ледоколов невозможно.

Суда, оборудованные ЯЭУ, гораздо мощнее тех, что работают на дизельных двигателях, – это позволяет ломать лед толщиной до трех метров. Они гораздо экономичнее: атомный ледокол может работать без дозаправки несколько лет – от пяти до семи (за это же время дизельный ледокол потребовал бы более пятисот тонн топлива). Наконец, лишенный необходимости иметь на борту запасы топлива, атомный ледокол обладает большей вместимостью и грузоподъемностью, что позволяет ему подолгу не заходить в порты.

Чтобы пройти до Северного полюса, судну нужно столько энергии, сколько на дизельном ледоколе не выработать. Зато реактор атомохода позволяет обеспечить энергией и корабль, и целый город.-3

Нужны же ледоколы в первую очередь для расчистки торговых путей в северных морях, покрывающихся льдом зимой. Благодаря этому на Северном морском пути осуществляется круглогодичная навигация.

На атомных ледоколах в Заполярье ходят и научные экспедиции. А еще эти корабли работают на газо- и нефтедобыче и используются для обеспечения обороноспособности арктических территорий. Этим они занимаются не только зимой: приближенные к Северному полюсу воды не тают и летом.

Россия – единственная страна в мире, у которой есть атомные ледоколы. Сейчас в эксплуатации их семь: «Севморпуть», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы», «Арктика» и «Сибирь». Все они базируются в Мурманске.

Как утилизируют реакторы

Даже долговечные атомные ледоколы имеют свой срок службы. Утилизируют их особым образом: сперва достают из них все реакторное оборудование и закрывают его в особых блок-упаковках, предотвращая радиационное заражение окружающей среды.

В такие же блок-упаковки помещаются и иные части судна, не поддающиеся дезактивации. Затем эти упаковки транспортируют в пункт долговременного хранения радиоактивных отходов (он расположен на Кольском полуострове, в поселке Сайда-Губа), а все оставшиеся «чистые» части судна попросту режут на металлолом. Таким образом уже были утилизированы атомные ледоколы «Арктика» (1972 года) и «Сибирь» (1977 года).

Пока исключение сделали только для корабля-первопроходца «Ленин». На его борту оборудован интерактивный музейно-образовательный комплекс с экспозицией, посвященной экологии Арктики, развитию судовой атомной энергетики, истории Северного морского пути и самого первого в мире атомного ледокола.

Дмитрий Канавин