В Транзактном анализе различают три типа эго-состояния Я:
Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Все они происходят из опыта, пережитого в течение детства.
По моим скромным оценкам, Ребёнок появляется сразу, Родитель формируется к 3-6 годам, а Взрослый – к 6-12. В целом, к 14 годам личность человека можно считать полностью сформированной (во всяком случае так было раньше, а не в наше инфантильное время). На рисунке сверху показана эволюция эго-состояний человека. Берн считал, что
Родитель, Взрослый и Ребёнок представляют собой реальные личности, входящие в окружение клиента и имеющие определенные имена, занятия, положение.
Различные состояния Я отличаются по реакции на внешние воздействия.
Родитель старается навязать заимствованные и догматичные суждения. Он рассуждает в терминах долга, обязанностей, правил, запретов и разрешений.
Взрослый трансформирует воздействия в элементы информации, чтобы обработать и классифицировать их исходя из предыдущего опыта. Он оперирует фактами, цифрами, соотношениями, это наш внутренний компьютер.
Ребёнок же стремится к импульсивной реакции, основанной на иллюзиях. Он полон энергии, забав, игр и чаяний, желаний и надежд.
В реальности каждое состояние личности воспринимает окружающий мир по-разному. Если для Ребенка мир - огромная детская площадка и парк развлечений, то для Взрослого он математически сух, полон формул и закономерностей, а для Родителя - иерархичен, разлинован границами и полон плакатами и лозунгами.
Состояния Я различаются манерой держаться, выражением лица, другими физическими характеристиками, и даже речью.
Так, Родитель может быть сух и надменен, иметь прямую осанку, сжатые губы и произносить слова "должен", "надлежит", "требуется", "безобразие" и т.д.
Взрослый неэмоционален и внимателен, прищуривается, гладит бороду (если она, конечно, есть) и говорит "по имеющемся сведениям", "как показывает практика", "вероятность этого события" и т.п.
Ребенок же подвижен и эмоционален, глупо хихикает и потупливает глаза, ковыряет носком землю или даже ковыряется пальцем в носу, любит ругаться, кричать "хочу" и "не хочу", дует губы и супит брови.
Приведу наглядный пример: Ваш друг предлагает Вам вечером встретиться и гульнуть. При этом Ваш Родитель сказал бы: "Пить - вредно, особенно в нашем возрасте, и лучше пораньше лечь спать", Взрослый с сомнением протянул бы "Только не как в прошлый раз, давай по бокалу и разойдемся не очень поздно", зато Ребенок бросился бы на друга с объятиями и криком "Ура, будем гулять и веселиться до утра!"
Каждое состояние Я имеет границу, отделяющую его от других состояний Я. И при этом они постоянно влияют друг на друга.
Состояния Я способны сменять друг друга путём перемещения психической энергии между ними. Берн считал, что
Соскальзывание из одного состояния Я в другое обусловлено тремя факторами: силами, которые действуют на каждое состояние, проницаемостью границ между различными состояниями и объёмом полномочий каждого состояния Я.
Для некоторых людей преобладающее состояние Я становится главной характеристикой их профессии: так, священники в основном Родители, диагносты, как правило, Взрослые, а клоуны зачастую - Дети.
Транзактный анализ утверждает, что в каждом человеке существует хорошо развитый Взрослый и не существует личностей незрелых. Поведение может быть незрелым (когда управление передано Ребёнку), но не сама личность. Исключениями могут быть органические нарушения (травмы головного мозга, гормональные нарушения). Чтобы человек вел себя зрело и ответственно - требуется передать полномочия Взрослому.
Берн также утверждал, что
Родитель есть направляющая сила в этических чаяниях и жажде превосходства; Взрослый занимается земными реальностями объективной жизни, а Ребёнок - это чистилище и иногда ад для архаических (устарелых) тенденций.
Интересно, что по энергетике Родитель самый слабый член, Взрослый менее легко лишается полномочий и более устойчив, а Ребёнок кажется почти неутомимым. Особенно это видно под влиянием алкоголя.
Поведение человека зачастую определяется борьбой за полномочия его эго-состояний и их внутренними взаимоотношениями. Так, например, защитные реакции происходят из реакций неодобрения, исходящих со стороны Родителя и направленных против собственного Ребёнка.
Транзактный анализ позволяет на все свойства и качества людей взглянуть через призму эго-состояний и взаимоотношений между ними. Например, авторитет может быть разумным и авторитарным.
Разумный авторитет - это Взрослый, программируемый Родителем, учитывающим Детские аспекты людей, которыми он управляет. Это голос разума, опирающийся на внутренние ценности и учитывающий слабости людей.
Авторитарный - это Родитель, программируемый Взрослым, стремящимся навязать свою волю и оправдать ее (часто революционеры, стремящиеся осчастливить человечество), а иногда и Родитель, программируемый Ребёнком (неограниченная власть римских императоров, произвол, возведенный в принцип).
Казалось бы, чтобы избегать крайностей предрассудков Родителя и иллюзий Ребенка, человеку разумному следует стремиться к господству Взрослого. Однако наш внутренний компьютер не всегда обладает полнотой информации об окружающем мире, может ради целесообразности принести в жертву важные ценности, а также лишен способности мечтать и творить.
Поэтому один из первых учеников Фрейда психоаналитик Теодор Рейк, цитируя Фрейда, говорил:
«В момент принятия решения второстепенной важности я всегда взвешиваю все «за» и «против». В вопросах же наисущественнейших, как выбор партнера или профессии, решение должно приходить из подсознания. Для жизненно важных решений в нашей личной жизни мы должны бы руководствоваться глубокими внутренними нуждами нашей натуры».