Найти тему
Буквоед

6 современных российских антиутопий

У российской антиутопии долгая история – Замятин и Платонов предупреждали об опасностях тоталитаризма задолго до всемирно известных Оруэлла и Хаксли. Но этот жанр не менее популярен и среди современных писателей. И не зря. Ведь новые технологии несут с собой новые проблемы, а изменения в этике, если их довести до крайности, так же опасны, как давление со стороны какого-нибудь злодейского режима. Книги в подборке ниже показывают, какого будущего боятся российские авторы и что к нему может привести. Но остаётся открытым главный вопрос – сбудутся ли эти предостережения? Или мы сможем вовремя остановиться?

Олег Дивов «Люди и нелюди»

В сборнике Олега Дивова два романа. Один из них, «Выбраковка», – классическая антиутопия, в которой люди променяли свободу на стабильность и материальное благополучие. Власти Славянского Союза добились невероятных экономических и социальных успехов и почти искоренили преступность. Для этого не нужно многого – всего лишь изолировать или казнить незаконопослушных граждан, тогда все остальные сами не захотят нарушать закон. Читатель следит за работой Павла Гусева – опытного «выбраковщика», которого боятся даже милиционеры. Ведь сотрудники этой спецслужбы стоят выше системы. Вместе с напарником Гусев ищет «недобитых» преступников и размышляет о важности своей работы для общества и государства. Ведь кто знает, что может случиться, если «выбраковщиков» решат распустить.

Эдуард Веркин «Остров Сахалин»

После ядерной войны почти весь мир разрушен, но Япония воспользовалась гибелью мировых держав и снова стала Империей, присоединив к себе множество территорий, в том числе Сахалин. Он снова стал местом ссылки преступников, политически неблагонадежных граждан и неугодных этнических групп. Глазами наивной и романтически настроенной студентки, приехавшей на остров для его изучения, читатель видит, насколько чудовищно бесправие местных жителей перед чиновниками. Но и самим чиновникам не легче – из-за тяжёлых условий жизни и большой смертности они редко возвращаются на родину. Тем временем, в научных кругах обсуждается теория «футурошока второго порядка» - неминуемости краха мирового строя, в котором цивилизованная Япония выстроила антиутопическую систему на соседнем с ней острове.

Юлия Яковлева «Мужчина апреля»

За последнее время появилось сразу несколько фильмов, сериалов и книг, которые представляют, что случилось бы, исчезни с лица Земли все мужчины. В романе Юлии Яковлевой происходит то же самое – из-за действия неизвестного вируса почти всё мужское население умирает, а оставшиеся в живых оказываются под жестким контролем. Это приводит к кардинальным изменениям в обществе. Некоторые из них полезны – например, забота об экологии, но большинство доведено до абсурда – так, жизнь животного ценится дороже жизни человека. Главная героиня Ариадна расследует чрезвычайно важное дело о пропаже кролика и вскоре понимает, что на кону стоит не только здоровье милого зверька, но и существование всего государства.

Петр Власов «Московская стена»

В своей недавней книге Павел Власов показывает, к чему могут привести уже существующие социально-политические угрозы, если с ними ничего не делать. Из-за энергетического кризиса и быстрого распространения неизвестного вируса Россия погрузилась в хаос, а в Европе власть захватили ультраправые. Для обеспечения стабильности поставок углеводородов Евросоюз ввел в Россию экспедиционный корпус и построил стену по Садовому кольцу для защиты поддерживающего контингента. Джон Голдстон, англичанин с русскими корнями, едет в Москву по секретному заданию правительства, но в результате непредвиденных событий вынужден отправиться в опасное путешествие в Сибирскую республику через города и регионы, выбравшие самые разные пути развития – от теократии до технократии.

Альфина Голубева «Катастеризм»

В киберпанке часто есть элементы антиутопии, поскольку для обоих жанров характерны огромная роль всевидящих корпораций или правительства и ущемление прав граждан во имя общественных или экономических интересов. В «Катастеризме», действие которого разворачивается в Петербурге будущего, антиутопичность проявляется в добровольном отказе людей от тайны частной жизни и чрезмерной опоре на технологии. Ведь с их помощью можно сделать так много хорошего и освободить людей для более креативной работы. Но у всего есть обратная сторона, и заигравшись в цифровой жизни, легко забыть, что наука не всесильна, а веру в прогресс могут использовать в корыстных целях.

Вадим Панов «Аркада. Эпизод первый. KamataYan»

Цикл «Аркада» - ещё один удачный российский пример сочетания киберпанка и антиутопии, но Вадим Панов подходит к теме с большим размахом и динамикой. Это не камерный роман о судьбе одного человека, а остросюжетный технотриллер с множеством неожиданных поворотов о том, что может произойти, если технологии (или, например, искусственный вирус) вырвутся из-под контроля. Но даже если этого не произойдёт, описываемый мир с жёстким социальным расслоением, рейтингами на основе поведения и всеобщей чипизацией, выглядит неуютно и слишком уж реалистично. Во второй и третьей книгах цикла Панов показывает альтернативные варианты развития человечества с теми же героями, но ни один из путей не предвещает ничего хорошего.