Что может быть более британским, чем детективный сюжет, разворачивающийся на фоне старинных университетских готических башен? Вот и сериал «Гранчестер» о молодом священнике из Кембриджшира, помогающем в расследованиях преступлений местному полицейскому, можно назвать такой квинтэссенцией Британии.
Этот сериал, который начал выходить в 2014 году, очень часто сравнивают с сериалом «Молодой Морс», и у них действительно довольно много общего. Уютный центр старинного университетского города и раскинувшиеся вокруг него живописные английские деревни, юный поборник правды и справедливости, которые борется со злом при поддержке более умудренного опытом, немного разочарованного и флегматичного старшего наставника, волшебная атмосфера ретро и винтажа середины прошлого века.
Действие в «Гранчестере», правда, происходит лет на 10 раньше, чем в «Молодом Морсе» - тут еще никто не знает про ливерпульскую четверку, зато все с удовольствием слушают джаз, а появление детей вне брака, добрачные и внебрачные связи, не говоря уже об отношениях людей разных рас и этносов, все еще являются довольно предосудительными. Да и главный герой сериала – молодой викарий местной церкви Сидни Чемберс в исполнении безумно обаятельного Джеймса Нортона – вовсе не детектив.
Он просто обладает невероятной эмпатией, очень добр и сердечен, и поэтому умеет расположить к себе людей. Вот они и рассказывают ему то, что вряд ли рассказали бы угрюмому многодетному выпивохе – детективу-инспектору Джорди Китингу. Джорди, понятно, это поначалу злит, но потом он проникается способностями Сидни узнавать тайны людей и начинает с его помощью раскрывать дело одно за другим. Они становятся друзьями и завсегдатаями местного паба, куда заходят после особенно мрачных, скверных и трагических детективных историй, просто чтобы хоть как-то от них отвлечься.
О психотерапии в то время, понятно, слышали совсем немногие, а чтобы психологически помогать обалдевшим от человеческой глупости, жадности и жестокости полицейским, и речи не идет. На весь Гранчестер – это пригород Кембриджа – у них один психолог – Сидни, вот к нему идет не только Джорди, но и весь стар и млад. И он умеет дать людям то, что им так необходимо – и утешение, и уверенность в себе, и надежду на прощение и искупление. Проблема только в том, что и самому Сидни приходится немало переживать – его мучает посттравматическое расстройство после Второй Мировой, где он сражался совсем юным, и отношения с девушкой, которая не настолько сильно любит его, чтобы захотеть стать женой бедного священника.
Если «Молодой Морс» - это такой мини-дайджест всевозможных британских детективов со сквозной, но все-таки второстепенной линией главного героя, то в «Гранчестере» отдельные детективные истории, скорее, становятся фоном для основной сюжетной линии, объединяющей Сидни, Джорди и его семью, домоправительницу викария и его юного помощника, разрывающегося между своей верой и нетрадиционной ориентацией.
Детективные сюжеты каждой серии становятся как бы таким эхом, оттеняющим и подчеркивающим истории главных героев. Поэтому они не сколько отражают саму эпоху в целом, хотя и это есть, сколько показывают сложную и запутанную внутреннюю жизнь людей, часто совершенно не умеющих выразить эмоции, осознать, что именно они чувствуют, и понять разницу между добром и злом. Созерцающий всю эту беспомощность и безнадегу Сидни мечется между скорбью, сочувствием и досадой на этих взрослых людей, живущих словно в беспамятстве. Есть ли надежда в этой скорбной земной юдоли – часто спрашивает он сам себя и тут же понимает, что надежда есть – она с ним, внутри него, и он просто обязан поделиться ей со своими прихожанами.
Осторожно, спойлер! В четвертом сезоне Сидни, наконец, все-таки обретает свое счастье и покидает страну, а его место в церкви занимает потомок знатного дворянского рода Уильям Девенпорт. У него – свои личностные проблемы, но печалящиеся по поводу утраты Сидни местные жители постепенно проникаются к нему симпатией, а раскрывать преступления у него получается ничуть не хуже. Он активнее и куда увереннее в себе, чем Сидни, что выглядит очень своевременно – времена ведь потихоньку меняются, и Гранчестеру пора меняться вместе с ними.