Найти тему

Пошли нам, Господи, Веру, Надежду, Любовь и Мудрость!

Завтра мы будем поздравлять с именинами всех, кто носит прекрасные, многозначные и овеянные славой женские имена: Вера, Надежда, Любовь и София. Имена-пожелания, имена-добродетели. Имена, ставшие вечной памятью о подвиге трех юных христианок и их матери, на долю которой выпало самое страшное для любого материнского сердца испытание.

Будет служиться молебен. Вы можете подать записки о молитве за своих родных и близких (о здравии) на праздничном Богослужении в храм апостола и евангелиста Луки г. Твери (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)

Записки отправляйте сюда.

18 столетий назад в Римской Империи жила благочестивая вдова София, воспитывавшая трех своих дочерей по заповедям христианской веры. В те языческие времена на это решались немногие, но Софья оказалась из их числа. Слух о смелой христианке и ее дочерях дошел до императора Адриана, который повелел привести их во дворец.

Долго уговаривали смелое семейство отречься от Спасителя, сулили богатства и почести, но София и девочки оставались непреклонными. И тогда разгневанный император велел пытать дочерей на глазах у матери. А когда и это не помогло, совсем еще юных христианок, которым было всего 12, 10 и 9 лет показательно казнили.

Звали мучениц Пистис (что в переводе означает Вера), Элпис (Надежда) и Агапэ (Любовь). Безутешная мать выпросила истерзанные тела своих несчастных девочек и похоронила их в отдаленном месте. Два дня она молилась у гроба и просила Бога о смерти, чтобы вместе с детьми предстать перед Ним. На третий день Господь внял ее молитвам, и душа Софии встретилась с душами ее замученных за веру дочерей.

Со временем, когда христианство стало государственной религией Римской империи, народную память о подвиге мужественных христианок поддержала официальная Церковь. В восьмом столетии мощи великомучениц по распоряжению Папы Римского Павла Первого были перенесены из кладбищенской крипты в Риме в новую церковь на Марсовом поле. Позже святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии были с почестями положены в монастырь святого Трофима во французском местечке Эшо.

К святым мощам стекались тысячи паломников со всей Европы, чтобы попросить об исцелении и помощи в особой нужде и скорби. Почитание святых было столь распространенным и глубоким, что даже Папа Римский Лев Третий составил специальную мессу мученицам, которую служили при дворе Карла Великого по случаю бедственного положения короля.

Во время Французской революции монастырь в Эшо был разграблен, а святые мощи исчезли. В конце 19 века монастырский храм начали восстанавливать, и в 1938 году в Эшо привезли из Рима две сохранившиеся частицы мощей святой матери Софии. Сегодня мало что напоминает в старинном католическом храме святого Трофима о былом его величии.

День памяти святых мучениц, который Русская Православная Церковь отмечает 30 сентября, удивительным образом укоренился именно в нашей культуре. Часто этот праздник на Руси называли "вселенскими женскими именинами".

В 9 веке при переводе богослужебных книг на церковнославянский греческие имена сестер Пистис, Элпис и Агапэ были заменены славянскими смысловыми аналогами, и только имя их матери Софии (Премудрость) сохранило оригинальное звучание. В русской традиции это — исключительный случай.

В средневековой Руси детей так называли крайне редко - слишком уж выбивались эти имена из сложившейся церковной системы. И только после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, когда началась борьба с засильем иностранщины в России, совершенно русские по звучанию и православные по смыслу имена – Вера, Надежда, Любовь и София стали очень популярны, прежде всего, в дворянских семьях.

Но настоящий бум начался в 20 веке, когда эти имена стали восприниматься как олицетворение чувств и самых ценных человеческих качеств, которых так не хватало современному человеку.

Великомученицам возносят молитвы о рождении ребёнка, о здоровье, благополучии и безопасности детей. И, конечно, даровать всем нам веру, надежду, любовь и мудрость.