Минувшей зимой я с интересом следил за развитием истории о приключениях Хары и Савея, двух белых медвежат, несколько месяцев «гостивших» в вахтовом поселке на Ямале. Вахтовикам строго запретили кормить медведей, но находчивые звери отжали у местных собак мусорные контейнеры. Понимая опасность ситуации, специалисты приняли решение отвезти гостей на вертолёте подальше от поселка, снабдив провизией на первое время и прицепив к лапам трекеры. Однако не прошло и двух недель, как оба медведя снова копались в мусоре и переругивались с собаками: они вернулись, сделав крюк почти в шестьсот километров.
Я был поражен. Как это возможно? Каким образом, не имея компаса и карты, без малейшего понятия о навигации, эти медведи умудрились найти дорогу обратно? И ведь похожих историй немало- возвращаются лисы, волки, медведи и Бог знает еще кто. Но даже если допустить наличие у диких животных какого-то природного чутья, то чем руководствуются домашние собаки, имеющие к дикой природе весьма посредственное отношение?
Из Фриско в Лос-Анджелес
Километры для собаки не преграда- это подтверждает трогательная история а-ля Лесси, рассказанная одним известным специалистом по поведению животных. По его словам, летом 1991 года некая Рита Джонсон отправилась на машине из пригорода Лос-Анджелеса к друзьям в Сан-Франциско. Как обычно, она взяла в поездку свою собаку, маленькую шелти соболино-белого окраса по имени Марин.
Дорога заняла больше времени, чем рассчитывала Рита. Примерно в часе езды от Фриско она остановилась, чтобы позвонить друзьям и предупредить их, что задерживается. Однако случилось непредвиденное: пока Рита разговаривала по телефону, её машину угнали вместе с сидящей в ней собакой. Через несколько дней автомобиль был обнаружен в Сан-Франциско, но Марин нигде не было. Домой Рита вернулась без собаки.
То, что произошло потом, не укладывается в голове. Осенью, почти через пять месяцев после того, как Марин пропала, Рита вдруг услышала на улице тихое хныканье. Когда она открыла дверь, на крыльце стояла худая, серая, лохматая собака с окровавленными лапами. Женщина пожалела бедное животное. Только в ванной, отмыв грязь, она обнаружила знакомый соболино-белый окрас Марин: маленькая шелти прошла больше полутысячи километров, чтобы наконец оказаться дома.
Запахи и магнетизм
История Марин впечатляет. Каким же образом собаки отыскивают дорогу домой? Выясняется, что по поводу «технической» стороны существует довольно много предположений, более или менее подтвержденных экспериментально. Среди прочих наиболее правдоподобной считается гипотеза, в соответствии с которой собака использует две разные системы навигации, в зависимости от того, на каком отдалении от дома она находится.
Для определения местоположения на относительно коротких расстояниях, то есть порядка 20-25 километров от дома, собакам может быть достаточно их высокочувствительного обоняния. Вероятнее всего собаки используют перекрывающиеся круги знакомых запахов, анализируя данные примерно по тому же принципу, что и система определения местоположения абонента по сигналам вышек сотовой связи.
Работает это следующим образом. На каждой прогулке собака изучает и запоминает запахи, связанные с местом, где она находится, и одновременно оставляет свой запаховый след. Оказавшись за пределами обычного маршрута, собака анализирует запаховую среду в поисках мало-мальски знакомых сигналов. Обнаружив, к примеру, запах кафе, мимо которого когда-то проходила, или аромат особенно яркой клумбы с цветами, она идёт в направлении источника запаха- это первый круг. Там ей может попасться метка, оставленная знакомой собакой, или следы человека, который когда-то проходил мимо места обычной прогулки- это переход во второй круг. Пройдя по этим следам, собака попадает в третий, самый ближний круг, содержащий уже ее собственные метки, ведущие прямо домой.
Как считают ученые, для решения повседневных задач, связанных с отысканием обратной дороги к хозяину, большинству собак такого способа определения местоположения оказывается вполне достаточно. Это доказывают исследования, проведенные Университетом естественных наук в Праге: благодаря им стало известно, что до 60% собак ориентируются в пространстве только при помощи своего носа. Однако среди остальных есть немало тех, кто действует совершенно иначе.
По всей видимости, чтобы ориентироваться на больших расстояниях, некоторые собаки используют способность обнаруживать магнитные поля Земли. Чешские ученые обратили внимание, что порядка 30% животных во время длительной прогулки на открытой местности обязательно совершают пробежку с севера на юг. Они строго следуют геомагнитной линии, которая, по-видимому, является для них чем-то подобным компасу.
По мнению исследователей, врожденное «магнетическое чувство» помогает собакам понять, в каком направлении находится дом, даже если идти к нему придется сотни километров. Звучит, конечно, не слишком убедительно, но плохое объяснение лучше, чем никакого.
Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.
***
Понравилось? Обязательно подпишитесь: дальше будет еще интереснее. Меня зовут Александр Смирнов, я дипломированный клинический психолог. Последние двадцать лет практикую как кинолог - это занятие оказалось гораздо интереснее. Подробнее на моем сайте kinologsmirnov.ru. Вопросы, предложения и заявки на консультации отправляйте по мейлу help@kinologsmirnov.ru. Если хотите пообщаться лично, звоните +7 (921) 921-09-11. Расскажу все, что потребуется.