Мошенничество, сбыт поддельных денежных купюр, присвоение и растрата — вот только те немногие дела, которые приходится вести следователю отдела экономических преступлений Следственного управления УМВД России по Сергиево-Посадскому округу, капитану юстиции Юлии МОКРУШИНОЙ.
Поступая на работу в органы, она мечтала расследовать кражи, грабежи и разбои, но разгадывать экономические преступления оказалось не менее интересно и захватывающе.
— Вы всегда хотели быть следователем?
— Напротив, я не собиралась работать в органах, сериалы про милицию никогда не смотрела, после школы планировала быть дизайнером, но в итоге пошла учиться на юридический. На четвёртом курсе пришла проходить практику, получила распределение в суд и следствие. Последнее стало решающим фактором в профессии. Кстати, никогда не думала работать в экономическом отделе, меня больше привлекали кражи, грабежи, разбои. Но теперь не жалею, что попала сюда.
— Как близкие относятся к вашей работе?
— Поначалу относились с недоумением, когда я вечером звонила и говорила, что меня можно не ждать. А сейчас относятся с волнением и пониманием: домой пришла — и хорошо.
— Как вы справляетесь с трудностями профессии?
— В нашей профессии всегда большой объём работы и минимальные сроки для её выполнения, ведь иногда даже малейшее промедление не позволит добыть нужные доказательства. Но дорогу осилит идущий. Очень многое зависит от внутреннего настроя. Глаза страшатся — руки делают. В конце концов ты придёшь к решению. В такие моменты огромную поддержку всегда оказывает моя семья, они же вдохновляют меня к новым подвигам и свершениям.
— Можете вспомнить самое громкое дело, которое вам довелось расследовать?
— Это скорее не громкое, а первое моё дело, которое запомнилось больше всего. Все, кто приходит в наш отдел, начинают работу с «фальшивок». Мне также дали дело о сбыте фальшивых денежных купюр. В нём было три эпизода. Девушка пыталась расплатиться фальшивыми купюрами номиналом 5000 рублей в книжных магазинах и канцтоварах. На тот момент она была в положении, на довольно большом сроке, а чтобы ещё больше усыпить бдительность продавцов, с собой всегда водила дочку. В двух магазинах ей удалось расплатиться поддельной купюрой, а в третьем женщину задержали. Пока шло следствие, отпустили под подписку о невыезде, но она, видимо испугавшись, кинулась в бега. Пришлось объявить в розыск. Найти беглянку удалось только через три месяца. К тому времени она уже благополучно родила малыша. Сотрудники ГИБДД задержали её с ребёнком на руках. В этом деле было всё — задержание, помещение в ИВС (изолятор временного задержания), опознание, допросы, предъявление обвинения и суд. Так что для меня это был огромный опыт.
— Каких сейчас больше всего мошенничеств?
— Очень много телефонных аферистов, которые звонят пожилым людям и говорят, что их близкий родственник, сын или внук попал в беду и нужно срочно перевести деньги. Сознанием стариков так умело манипулируют, что они называют и номер карты, и номер телефона, а потом и код, который пришёл на их телефон. В итоге мошенники легко списывают все деньги. А бывает даже такое, что бабушке говорят, что за ней подъедет машина, она туда сядет с деньгами, и её отвезут на место, где она их передаст. На протяжении всей дороги мошенники поддерживают с жертвой телефонную связь, чтобы человек не передумал.
— Насколько сложно поймать таких преступников?
— Сложно, но можно. У нас сейчас раскрыто и расследуется ряд дел указанной категории. Мошенникам удалось обманным путём получить у людей более трёх миллионов рублей.
— Помимо обмана стариков, какие ещё махинации в ходу?
— Раньше были очень популярны мошенничества с землёй. Когда люди подделывали свидетельства о праве собственности и оформляли на себя участки. Сейчас в Росреестре единая цифровая база и такое сделать уже невозможно. Бывали аферы и с неправомерным использованием материнского капитала, но мне таких дел не доводилось вести. Зато помню дело с кредиткой. Бабушка умерла, ей ещё при жизни банк выдал кредитную карту, которой воспользовался внук, снял большую сумму денег. Было ещё одно громкое дело. Сотрудники магазина сотовых телефонов (директор и два продавца) для того, чтобы скрыть недостачу в кассе и по товару, заявили, что произошло разбойное нападение, в ходе которого якобы похитили технику и выручку. Было возбуждено уголовное дело по факту разбоя. Но в ходе расследования установили, что ограбление было инсценировано. Оказалось, что разбойное нападение разыграли сами сотрудники: два продавца в масках с предметами, похожими на ножи, вошли в магазин, когда там находился директор, и совершили хищение. Пришлось дело о разбое прекратить и возбудить другое, о заведомо ложном доносе и присвоении имущества магазина.
— Что самое сложное в профессии следователя?
— Времени не хватает на всё. Экономические дела всегда связаны с большим объёмом бухгалтерии. Для этого надо просто сесть, чтобы никто не трогал, и покопаться в цифрах. За делом порой не замечаешь, что рабочее время давно прошло.
— Что вы можете сказать тем, кто собрался прийти в эту профессию?
— Главное — не ошибиться. Будущая деятельность должна быть любимой, и, согласно народной мудрости, если труд — радость, то жизнь — счастье. Для того чтобы стать следователем, необходимо иметь как профессиональные, так и нравственные качества. Но не каждый, получивший высшее юридическое образование, может им в действительности быть, потому что приходится сталкиваться с различными трудностями и неудачами. Поэтому надо много упорства, стойкости, выносливости, принципиальности, мужества, чтобы преодолевать опасность, всевозможные затруднения, мешающие вести расследования. При этом нужно быть эрудированным человеком, разбираться во многих вопросах, не связанных с юриспруденцией, но способствующих раскрытию преступлений. Следователи с честью выполняют свой долг. Эта работа считается уважаемой, и многие мечтают приобрести такую профессию. Также очень многое зависит от желания, ведь вдумчивая и кропотливая работа всегда приводит к результату.
Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА
Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ