🚩 Узнайте новые факты о мире автономной электроники без слухов и необоснованных обещаний.
🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ Новости Neovolt
📃 Сегодня рассказываем про литий в России, импортозамещение и лазерную зарядку.
Вы узнаете, что наконец-то завязалась «заварушка» между китайскими элементами и ячейками Tesla для рынка электромобилей. А японцы решили положить конец вечным переносам новых типов батарей.
Литий — новая нефть: в России нашли «золотую жилу» XXI века
В России объявили источники добываемого лития, которые стали основными до 2030-го года:
- месторождение «Колмозерское» в Мурманской области (добыча силами «Норникель» и «Росатом» в ближайшие 7-9 лет);
- Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области («Газпром»);
- Южно-Сухокумское месторождение в Дагестане (пока не освоено);
- Завитинское месторождение в Красноярском крае (законсервирован Красноярским химико-металлургическим заводом с 1997 года с 60% оставшимися запасами).
По имеющимся публикациям в СМИ, Россия сейчас импортирует 2 тысячи тонн карбоната Li в год по цене 78 тысяч долларов за тонну и накопила уже более 1 миллиона тонн запасов [источник Sibnet].
💬 Мнение Neovolt
Мировые поставщики лития отказываются работать с Россией после санкций 2022 года. Остались из Боливии и Китая. Но их предложение сужается. Мировой роста производства тяговых батарей для электромобилей их здорово нагрузил.
Импортозамещение лития в РФ позволит стране экономить. Государство не потратит более 9 миллиардов рублей — это годовой бюджет такого города, как Анапа. Развитие месторождений уже прописано до 2030-го года.
Закупки аккумуляторов как предвестник военных операций
240 тысяч стартерных АКБ закупалось Министерством обороны РФ для бронетехники и военных автомобилей с 2017-го года. Это выяснилось из открытых результатов антикоррупционного следствия по нарушениям в этом тендере [источник «Коммерсантъ»].
💬 Заметка Neovolt
Военные диванные аналитики и эксперты удивлены. Говорят, что впервые получают возможность оценивать подготовку страны к специальным военным операциям по тендерам на аккумуляторные батареи.
Ведь, как известно, новая и обслуженная АКБ для бронетехники — одна из основ боеготовности. На эту тему есть подробная статья на сайте [TopWar].
Только начали производство ячеек Tesla 4680, как уже пошёл брак
Официально ячейки Tesla 4680 — это не «перепакованные» в новый форм-фактор элементы литий-ионного типа. Перед нами результат исследований и достижений компании Maxwell.
Они несколько лет назад вошли в состав Tesla вместе с разработками сухих катодов и алгоритмами удешевления процесса производства прежних ячеек Tesla 2170. Теперь глава компании Илон Маск объявил о начале производства нового типа элементов, с которым электромобили станут дешевле и надёжнее [источник].
💬 Мнение Neovolt
Всё было здорово, если бы в начале сентября не возникли проблемы с массовым браком. Из-за высоких рисков производства неисправных аккумуляторных ячеек, снизить цены так и не удаётся.
Аккумуляторы Tesla 4680 подвергают критике во всём аккумуляторном сообществе — на поверку выяснилось, что обещания Илона Маска по новым технологиям остались обещаниями, и там применяется обычный катод NMC 811 [источник].
Китайцы «хайпанули» на Tesla: альтернатива от CATL
Крупнейший (почему) аккумуляторный гигант в мире CATL приступает к серийному производству энергоёмких аккумуляторных батарей Qilin. Они предназначены многоцелевому электромобилю (MPV) ZEEKR 009 как альтернатива неудавшимся ячейкам Tesla 4680 [источник].
Производство уже начато малыми партиями. Крупные поставки начнутся в 2023-м.
💬 Заметка Neovolt
Плотная интеграция в тяговых модульных батареях и увеличение поверхности охлаждения позволят на 13% больше накапливать энергии в сравнении с разработками Tesla. Первые образцы уже показывают такие результаты — китайцы не обманули.
И они (в CATL) напомнили, что «4680» просто цилиндрический формат, когда как химия в них обыкновенная. И в этом смысле формат «pouch-cell» в ячейках Qilin куда эффективнее, на их взгляд.
Нулевая терпимость брака аккумуляторов: LG нашла контроль
В LG больше не намерены сталкиваться с крупными бракованными партиями, как это было в 2021-м году. Руководители переходят к политике «нулевой терпимости брака» при производстве аккумуляторных батарей [источник].
Корейский магнат принял решение о стандартизации и цифровизации всего цикла производства от получения сырья до конечного продукта с абсолютным исключением контрафакта от подрядчиков. Каждый этап будет собирать данные, которые безостановочно анализирует автоматика.
💬 Мнение Neovolt
Контроль качества — основная задача производителей аккумуляторов. Мы прошли этот путь с признанным экспертами оборудованием от компании Cadex.
Соблюдение правильной сборки и умения, навыки инженеров — ключ к минимизации рисков бракованных партий. По нашему мнению, следует внимательно следить и за отзывами.
Импортозамещение аккумуляторов: рассказали, реально ли это в России
Ажиотаж по сообщениям в личку и комментариям в рекомендательной системе «Дзен» вызвала наша статья об импортозамещении технологий и специфики производства аккумуляторных ячеек.
Мы указали, по каким причинам Россия способна успешно заместить импорт аккумуляторов 18650 и других форм-факторов литий-ионных (Li-ion) и литий-полимерных (Li-Po) элементов [источник]. Однако на этом пути есть проблемы.
💬 Заметка Neovolt
Дороговизна ресурсов и оборудования создают основное препятствие импортозамещения. Причём даже в других экономически более стабильных странах. Добавить к этому нехватку компонентов и устаревшие законы с критическими требованиями к производителям.
Точка рентабельности задрана выше, чем у конкурентов из Китая. Но вопреки трудностям, такие попытки предпринимаются и они даже успешны.
Терпение лопнуло: Япония начала мобилизацию аккумуляторной отрасли
Японское правительство тоже проводит «мобилизацию». Только другую — инвестиционную. Чтобы столкнуть аккумуляторную отрасль с зависшей на 30 лет мёртвой точки.
На эти цели привлекают 24 миллиарда долларов [источник]. Это даже больше годового бюджета всего Санкт-Петербурга.
💬 Заметка Neovolt
Глобальные мощности японских производителей с такими вложениями достигают 600 ГВт·ч к 2030-му году. Для сравнения, в Калининградской области Россия строит крупнейший аккумуляторный завод с мощностями всего 3 ГВт·ч.
В Японии правительство оценило свои потребности в ресурсах для достижения цели:
- 380 000 тонн лития,
- 310 000 тонн никеля,
- 60 000 тонн кобальта,
- 600 000 тонн графита
- и 50 000 тонн марганца.
Лазерная зарядка: корейцы зарядили гаджет в 30 метрах без проводов
400 милливатт (мВт) мощности до 30 метров — именно столько электричества смогли передать без проводов учёные Университета Седжон (Южная Корея) с использованием инфракрасного света [источник].
Для зарядки смартфона пока слишком мало. Но вполне хватит на датчики дыма или сенсоры подтопления помещения, видеоглазок (пока он не работает), аварийную светодиодную лампу или различные устройства Интернета вещей (IoT).
💬 Заметка Neovolt
Выглядит это как лазер. Концентрированный пучок света ИК-спектра с центральной длиной волны 1550 нм направлен от передатчика к приёмнику размером 10 x 10 мм. И всё работает. Заряжается!
Авторы говорят, что их разработку уже устанавливают на заводах в Корее — ИК-передача зарядки поможет им сэкономить на обслуживании автономных датчиков (их нужно снимать и заряжать, либо подводить кабели).
Увы, Tesla не выполнила обещания к началу осени по своим новым аккумуляторам. Зато китайские производители, завязав конкуренцию, получили чудные результаты и используют их в электромобильной отрасли. Позитивные новости из Кореи и Японии помогают нам осознать, что технологии по-прежнему не стоят на месте.
Просто большинство достижений пока скрыты от глаз массового потребителя. И, как показывают разобранные в нашем обзоре факты, перспективы есть не только за границей.