В марте 2020 года Президент подписал закон о поправках в Конституцию. в конституции появилась понятие "федеральная территория". Вот как выглядит части 1, статьи 67 конституции: «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом». Многие, сразу задумались, в чем причина необходимости установления новых административно-территориальных единиц. Анализируя документы Совета Федерации РФ, можно сказать что, относить к федеральным территориям различные особо охраняемые и значимые области. Например, закрытые города, особо охраняемые природные территории, Арктику, и стратегические объекты, военные базы, космодромы, и другие спецобъекты. Такой режим предполагает особые полномочия и прямое подчинение органов власти этих территорий федеральному центру.
Что дает статус «Федеральная территория»? По логике повышение эффективности за счет прямого управления, сокращение управленческого аппарата, унификация законодательства между субъектами федерации и территориями, введение единых федеральных жизненных стандартов, эффективной мерой государственного управления особыми территориям в рамках более оперативного решения задач, касающихся обеспечения национальной безопасности и охраны особых объектов наверное и найдутся ещё «пряники» но и это уже достаточные основания чтобы считать это эффективным инструментом государственного строительства.
Образование федеральной территории не влечет изменение границ между субъектами федерации. Конституционный Суд дал определение: федеральные территории не предполагают придания им статуса, равного субъектам федерации. Федеральные территории будут географическими объектами, как и субъекты федерации, но будут отсутствовать в перечне части 1, статьи 5 Конституции РФ. Структуру органов власти федеральные территории можно конструировать адаптируя их к решаемой задачи и сложившейся ситуации. Это переход к проектному государственному управлению. Федеральная территория предполагает перенаправление денежных потоков и властных полномочий напрямую, между населением и федерацией, исключая республиканские, областные, краевые думы и администрации.
Организация публичной власти в федеральных территориях требует принятия Федерального закона, регламентирующего организацию публичной власти в федеральных территориях. Например, Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О федеральной территории "Сириус" специалисты оценивают, как достаточно неудачный правовой акт, который не дает четкого правового регулирования всех вопросов, связанных с управлением этой территорией и её взаимодействия с муниципалитетом и региональной властью.
Зачем собственно рассматривается вопрос федеральных территорий? У нас в крае на КМВ возникли и ходят по умам идеи о выходе КМВ из Ставропольского края. и построении «рая» на отдельно взятой территории КМВ.
В условиях неравномерности развития регионов РФ, это бы только усугубило бы для государства, проблему, неравномерности развития и уровня жизни населения в одной стране. Давайте проанализируем плюсы и минусы федеральной территории и возможность создания ее в регионе Кавказских Минеральных вод.
«Публичная власть» предполагает особенности её реализации в федеральных территориях государственной власти, и местного самоуправления. Прямое федеральное управление может исключить осуществление не только региональной власти, но и местного самоуправления. Для любой населенной территории должен соблюдаться конституционный принцип народовластия, выражающийся в обеспечении права граждан на участие в публичных органах, в том числе федерального уровня. Как себе это представляют наши местные элиты на КМВ. Тут давно всё распределено и поделено по зонам ответственности элит и по национально-этническому признаку. Готовы ли они смирится с значительным уменьшением социальных лифтов во власти в федеральной территории? Тогда для кого же эти федеральные территории создаются?
Население федеральной территории это, основная проблема федеральной территории в рамках существующего законодательства. Отсутствие постоянно проживающего населения, либо его недостаточное для самоуправления количество, большая рассредоточенность населения, по территории, непродолжительность постоянного проживания (сменяемость) жителей. Собственно, для кого, создаются федеральные территории? Территории, в пределах которых отсутствуют населенные пункты, военные базы, полярные станции, пункты метеорологического наблюдения, изолированные островные территории. Подходит ли это для создания федеральной территории на КМВ? Думаю, нет.
А в чем собственно проблема? Она в разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вся существующая система разграничения полномочий и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов ориентирована на участие трех уровней публичной власти. Отсутствие регионального звена делает автоматически невозможным реализацию полномочий и федеральных государственных органов, и органов местного самоуправления. Например, осуществление правосудия по ведению мировых судей, как органов государственной власти субъекта Российской Федерации, квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Кто будет рассматривать многочисленные дела о ДТП и нарушении ПДД на КМВ?
В федеральной территории нет разграничения предметов ведения и полномочий. Все вопросы государственного ведения, которые требуется решать на ее территории, находятся в ведении Российской Федерации. В ситуации отсутствия органов государственной власти субъектов Российской Федерации это означает, что единственным законодательным органом для такой территории выступает Федеральное Собрание Российской Федерации (см. ст. 94 Конституции РФ). Что это означает для элит КМВ? Думаю, ответ очевиден значительное сокращение публичной власти на территории КМВ. Количество депутатов, всех уровней, резко уменьшится, за счет выпадения муниципальных и региональных депутатов. Следовательно, возможности влияния на решение вопросов местного значения и регионального значения, различных элитных групп свойственных для КМВ будет уменьшена.
Вопрос о статусе высшего должностного лица федеральной территории для КМВ. Немного порассуждаю такая должность, должна определяться, как государственная должность Российской Федерации, с самостоятельным статусом и одобренную населением КМВ в каком, либо варианте. Речь о прямых выборах здесь невозможна, поскольку, это не согласуется с целями создания федеральной территории, как территории, управляемой непосредственно федерацией. Скорее всего населению будет предоставлена возможность одобрения или неодобрения кандидатуры, представленной федеральным центром. Создание федеральной территории КМВ не создает возникновение самостоятельного публично-правового образования, в них, безусловно, будет присутствовать потребность в финансировании реализации конституционных прав граждан и обеспечении иных публичных нужд. Признать федеральную территорию для целей бюджетно-правового регулирования неким публично-правовым образованием, с правом на собственный бюджет, который будет находиться в федеральной собственности и управляться отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Для густонаселенного района КМВ такая форма федерального управления будет очень сложной и на мой взгляд мало эффективной, а во многих аспектах, не имеющих механизма осуществления государственных функций и государственных услуг. в случае населенной – первый, поскольку наличие отдельного бюджета делает возможным межбюджетные отношения с местными бюджетами муниципальных образований, расположенных в границах федеральной территории. Что касается иного необходимого имущества в публичной сфере, то с учетом действующего гражданского законодательства в части регламентации форм собственности в данном случае видится возможным использование лишь имущества, находящегося в федеральной собственности. (например, в Пятигорске водоканал передан в ГУП т.е. под краевое управление, как быть с ним) Вопрос же о наличии или отсутствии муниципальной собственности должен решаться вместе с вопросом о реализации местного самоуправления в федеральных территориях. Неясно, каким образом не субъект федеративных отношений может быть участником гражданского оборота и участником бюджетных отношений.
Существующая система налогов и сборов отражает федеративное устройство Российской Федерации и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Так как региональные и местные налоги согласно статье 12. Налогового кодекса Российской Федерации 13 устанавливаются и вводятся в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и законами (нормативными правовыми актами) представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (местного самоуправления), соответственно, поскольку мы говорим об отсутствии субъекта Российской Федерации и (в случае ненаселенных федеральных территорий) возможном отсутствии муниципальных образований, логично сделать вывод о том, что в федеральных территориях будут взиматься только федеральные налоги и сборы либо федеральные и местные налоги и сборы. Вместе с тем, такое положение будет нарушать основополагающие принципы налогообложения – всеобщности и равенства налогообложения, единства налоговой политики и единства экономического пространства. Очень сложно даже гипотетически предположить, что в федеральных территориях будут отсутствовать объекты налогообложения по региональным и местным налогам (земельные участки, находящиеся у физических лиц или организаций на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного (наследуемого) владения; объекты недвижимого имущества, транспортные средства в собственности лиц). При наличии таковых не взимание в федеральных территориях земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц и организаций поставит налогоплательщиков в неравное положение с налогоплательщиками на иных территориях в России. Соблюдение обозначенных принципов налогообложения возможно только при взимании всех налогов и сборов на всей территории Российской Федерации, включая федеральные территории. В связи с чем возникает вопрос: на кого будет возложено полномочие принимать решения по налогам, которые отнесены к полномочиям законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Нами уже акцентировано внимание на отсутствии предметов ведения как элемента статуса у федеральной территории. Одним из самых сложных вопросов организации публичной власти в федеральных территориях будет вопрос участия ее населения в управлении делами государства. Не имея собственного представительства в виде законодательного органа и высшего должностного лица с собственным статусом, а возможно и выборных органов местного самоуправления, население такой территории будет иметь возможность участия в управлении делами государства только непосредственно и через представительство в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Опять же формы непосредственного участия могут быть реализуемы не в полной мере. Как было сказано выше, вполне вероятно, что в ненаселенных федеральных территориях население не будет иметь возможности участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам. В любом случае, степень участия населения в управлении делами государства будет существенно снижена.
Приведенные мной положения Конституции России, ФЗ и аналитика ученых государственноведения, говорят о том, что использовать создание федеральной территории из агломерации КМВ для создания благоприятных условий исключительно для КМВ под флагом федеральной территории пока маловероятно, из за плотной населенности территории, и второе, в настоящий момент не проработаны даже концептуально механизмы практического осуществления деятельности при максимальной нагрузки полномочиями 2-го и 3-го уровня государственной и муниципальной власти. Законодательная власть на федеральной территории будет осуществляться через, Федеральное Собрание ГД РФ. Выборы в нижнюю палату ГД РФ от такой территории не предусмотрены. Социальные лифты для элит уменьшатся, как и их влияние на экономическую деятельность территории.