В Британии, подарившей миру Агату Кристи и Шерлока Холмса, ежегодно снимается огромное количество детективных сериалов. И все они с упоением смотрятся британскими телезрителями, а также телезрителями по всему миру. Как-то, путешествуя в течение двух недель по Британии, я смотрела телевизор в гостиничных номерах всего около получаса по утрам и не более часа по вечерам – и только за это небольшое время умудрилась начать следить за сюжетом сразу нескольких детективных сериалов.
Сериал «Молодой Морс» - в оригинале он называется по имени главного героя «Endeavour» - начал выходить в 2013 году и изначально представлял собой такой своеобразный приквел к культовому и обожаемому британцами сериалу «Инспектор Морс» по книгам Колина Декстера, который показывали с конца 80-х аж до 2000 года. В «Молодом Морсе» события происходят все там же, в Оксфорде, только на дворе – еще только 60-ые, а Индевор Морс – еще совсем юный детектив-констебль.
К 2021 году вышло уже восемь полных сезонов сериала, по три-четыре серии в каждом – серии по-британскому длинные, как полноценное кино, с полностью законченной детективной историей. Есть в сериале, как водится, и сквозная сюжетная линия, которая связана с карьерой и личной жизнью Индевора и его взаимоотношениями с дочерью начальника – детектива-инспектора Фреда Фездея. Сериал снят настолько обворожительно, атмосфера 60-х так скрупулезно в нем воссоздана, а исполнитель роли Индевора Шон Эванс оказался настолько харизматичным, что к этому времени по популярности «Молодой Морс» уже давно затмил первоисточник.
Во многом этому также, на мой взгляд, поспособствовали сами детективные линии, каждая из которых является очень интересной, довольно запутанной, а иногда и вовсе причудливой, как сон. Немало историй перекликается с реальными событиями 60-х, вроде войны во Вьетнаме, забастовок на промышленных предприятиях, многочисленных реформ в Британии, которые как раз пришлись на эти годы.
Немало времени уделяется и проблемам взаимоотношений местных жителей с мигрантами из бывших колоний, которые тогда только начали активно переезжать в Британию, а также всяческим мафиозным разборкам и историям с контрабандой. А так как дело происходит в Оксфорде, много сюжетов связано с отношениями преподавателей и студентов. В общем, в этом сериале каждый может найти себе историю по вкусу, это буквально такой дайджест всевозможных детективов, связанных между собой главными персонажами сериала.
Что в сериале интересно с точки зрения этики? Конечно, срез повседневной жизни самых разных слоев общества в Британии и трансформация этической системы в целом, которая пришлась как раз на 60-ые – начало 70-х. Свободные отношения без обязательного брака, межэтнические связи, слом традиционных сословных устоев, борьба за свободу прессы и против коррупции, разрушение привычных классовых схем достижения успеха и «стеклянного потолка» для женщин и выходцев из низов, смена культурной парадигмы, «The Вeatles» и многое, многое другое.
Детективные истории придуманы так, что в них хорошо прослеживается как раз эта замена традиционной архаичной этики современной, и преступниками чаще всего оказываются те, кто страшно не хочет терять свои веками обустроенные позиции. Но время и общество меняются буквально на глазах, и прошлое уходит безвозвратно – всему закостенелому, алчному, жестокому, себялюбивому, эгоистичному в этом новом настоящем уже не находится места. Чтобы максимально комфортно перейти из прошлого в будущее, надо научить себя не решать проблемы насилием – и только тогда вы сможете назвать этот новый мир вашим.