Найти тему
Взрослые и дети

Обязанности ребенка в доме

Сегодня хочу предложить Вашему вниманию свои мысли по вопросу домашних обязанностей детей дома.
Мы все помним , что когда мы учились в школе, у нас в средних классах была практика летом. Мы убирались в классах и на территории школы, собирали металлолом и макулатуру. Вносили свой посильный вклад в благоустройство, уют и комфорт школьной жизни (оттирали ластиками рисунки на партах, мыли доску, поливали цветы, подклеивали книги). И надо
сказать, что не всегда это делали с удовольствием, но надо, значит надо.

С изменениями в системе образования такой вид труда навсегда ушел из школы.

Потом, когда уже приобретала профессию педагога, изучали как нужно приучать ребенка старшего дошкольного возраста к хозяйственно- бытовому труду. Мы с детьми мыли стульчики, ухаживали за растениями и животными, подклеивали книги, протирали пыль. Назначали дежурных по занятиям, столовой, уголку природы, и они сами оценивали свою работу по принципу – "делал- забыл".

Не все дети с удовольствием выполняли такие поручения и обязанности. Но тоже были принципы - «надо – значит надо», «все дежурят», «все выполняют постоянные поручения».

Сейчас это тоже постепенно уходит из практики детских садов и совсем отсутствует в семье (вывод из бесед с родителями, детьми и наблюдений за выполнением поручений). И наше подрастающее поколение совсем не умеет не только ухаживать за свои внешним видом, но и во многих семьях отсутствуют поручения и обязанности, которые дети выполняют дома – помыть посуду, убрать свои игрушки, поухаживать за своей одеждой, позаботиться о своем питомце.

Все это зачастую делают родители, а ребенок это делает или когда ему напомнят, т.е. – это не обязанность, или когда его заставят.

И последнее наблюдение. Консультация психолога с 18 летней девушкой, которая стоит перед выбором профессии, но при этом не имеет домашних обязанностей в семье – готовит еду, стирает, и гладит одежду бабушка, следит за чистотой в доме и наводит порядок – тоже бабушка. При этом есть понимание, что "я не буду сидеть на шее у бабушки", но по бытовым вопросам – это уже присутствует – именно сижу на шее и ничего по дому не делаю.

И вот рассказ, который мы читали на занятиях по подготовке к школе.

и отвечали на вопросы:

Кто был настоящим помощником маме?
Какую работу по дому ты выполняешь?
Расскажи, как ты помогаешь своим родителям.

Когда передавала результат общения после занятия, то родители осознали, что обязанности и поручения в доме нужны, и именно это поможет и сократить время проведения ребенка в гаджетах и телефонах, поможет организовать деятельность детей в вечернее время.
Ребенок сам испытывает гордость за то, что он самостоятельно, как взрослый, выполняет свои обязанности, чувствует себя уверенным и востребованным в семье, а не просто гостем, для которого родители – «купи»- «подай»- «принеси»-«сделай»- «развлеки».

Зачем нужно учить детей выполнять домашние обязанности?

Давайте подумаем, зачем родителям так необходима детская помощь по дому?
Разумеется, вариант, когда измученная мама до работы готовит еду на всю семью, вечером в гордом одиночестве убирает игрушки и вещи ребенка в квартире, а ночью развешивает стирку или гладит вещи, неприемлем.

С точки зрения педагогики и психологии помощь родителям по дому формирует в ребенке ответственность, самостоятельность, заботу и отзывчивость.
Ребенок учится уважать чужой труд, в нем меньше проявляется эгоизм и инфантильность, он не чувствует себя гостем, которого, как хорошая прислуга обслуживают родители, и не требует от них такого поведения.

Дети, которые знают, как накормить себя, как ухаживать за собой, за своими вещами и игрушками, как заботится о питомцах в доме - вырастут самостоятельными взрослыми, способными построить семейные отношения, а также им будет легче адаптироваться во взрослой жизни.
Во взрослой жизни ребенку обязательно пригодятся навыки структурировать свои дела не только по дому, но и на работе, и находить время на выполнение обязанностей в семье.

Таким образом, работа по дому - это не эксплуатация детского труда, как сейчас многие трактуют такую деятельность, а развитие важных черт человеческого характера, которые являются составной частью личности каждого человека и определяют успешность ребенка во взрослой жизни.

А теперь вопрос для родителей: Что делает Ваш ребенок по дому?

• убирает в квартире: пылесосит, подметает, моет пол, вытирает пыль;
• раскладывает и развешивает по местам свои вещи (чистую одежду вешает в шкаф, а грязную относит в стиральную машину или корзину для грязного белья);
• следит за состоянием своей обуви, моет ее в случае необходимости, всегда ставит на место;
• самостоятельно собирает портфель ( папку для занятий – если посещает кружки и студии), и отвечает за его содержимое;
• поливает цветы;
• носит нетяжелые покупки, разбирает сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
• заботится о домашнем питомце: моет, кормит, вытирает лапы, меняет содержимое лотков;
• моет посуду (складывает посуду в посудомоечную машину) и раскладывает ее по местам;
• застилает свою постель;
• накрывает на стол и протирает стол после приема пищи;
• готовит элементарные блюда: бутерброды, салаты, утреннюю кашу;
• помогает родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца, взбить тесто для шарлотки;
• развешивает стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
• знает, какие именно вещи ему необходимо надеть в детский сад, школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
• помогает взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.
на даче или в загородном доме:
• граблями убирает прошлогодние листья,
• станет вашим напарником в ручной распилке досок,
• вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
• самостоятельно поливает грядки,
• собирает созревшие фрукты и овощи с кустов.

Ответьте на вопросы и проанализируйте свои ответы с точки зрения, а что я могу поручить своему ребенку прямо сейчас?