Табак для кальяна Северный - немаловажная часть кальянной истории России.
В первую очередь он знаменит своим брендингом. А во вторую ребрендингом. Другие примеры, когда компания так часто меняла бы концепцию бренда надо еще поискать.
Зарождение
Северный заскочил на рынок с гоп-стилем, блатной романтикой и названиями вроде "Мята в хату" и "Фраерской ликер".
Упаковка сперва была стилизована под спичечный коробок, а затем превратилась в самую оригинальную упаковку на рынке - банку из-под килек. Ладно мы... представьте какой эффект такая баночка производила на иностранца.
Спустя несколько лет АУЕ-тематика и гоп-стиль превратился в стиль 90-х. Банка с кильками осталась прежней, но изменились цвета, а также поменялись промо-картинки. Как раз в 2020 году в России ввели запрет на АУЕ, так что в тайминг Северный попал идеально.
Смузи
Ну а затем снова произошла трансформация бренда, и в 2021 году Северный стал "табаком для друзей". Увы, с новым имиджем, пришла новая упаковка. Оформление хоть и приятное, но сам форм-фактор лишен оригинальности . Сама компания также перешла в новую форму, став "компанией с бренд-буком".
Сменив вареную жесткость и непромытый табачный лист на умеренную среднюю крепость, а банку килек на обычную банку, табак совсем растерял индивидуальность, вырос из хулиганской молодости и превратился в какой-то офисный планктон.
Особенно интересно то, как трансформировались названия:
Мята в хату - Мята из чата
Мастевая дыня - Модная дыня
Воровская облепиха - Крутая облепиха
Смотрящий гранат - Гранат со двора
Блатной грейпфрут - Везучий грейпфрут
Вольный абрикос - Абрикос на чиле
Босятское яблоко - Беспечное яблоко
и т.д.
Чем хорош
Северный совершенно лишен хитовых вкусов. У него много очень хороших вкусов, но нет ни одного Пинкмана, Дарксайд Колы, Грейп Соды или Белых мармеладных мишек. Из-за этого с ним не очень удобно знакомиться, т.к. знакомство все-таки лучше начинать с топовых вкусов.
Хайповых треш-вкусов, типа аджики или жареной рыбы у Северного тоже никогда не было, за хайп отвечал сам брендинг.
Северный хорош тем, что является твердым хорошистом. Большинство его вкусов нормальные. Сложно ими восхититься, но и плохого особо ничего не скажешь и такое описание подходит практически каждому вкусу.
На сегодня табак сохраняет на рынке позицию середнячка, примерно замыкая десятку наиболее продаваемых табаков в России. Это не плохо, т.к. за первой десяткой следует еще сотня брендов, но все же позиция шаткая.
Из заметных продуктов, у Северного можно отметить:
- Бустеры
Супер крепкий, Супер мягкий, Супер кислый и Север (холодок) - эти "вкусы", именно вкусами не являются, но увеличивают, либо уменьшают крепость кальянной смеси, делают ее кислой или добавляют свежести.
- Новогодние миксы
Участники комьюнити htreviews.org высоко оценили новогодние наборы для миксов от Северного: Рождественский микс, Зимние забавы, Новогодняя история и Рождественский вечер.
- Зеленый чай и Чифир в сладость
Эти два чайных вкуса хотя и не являются уникальными, но заслуживают внимания. Вот, что пишут на htreviews.org, о, например, зеленом чае:
Это самый вкусный зеленый чай, который я когда либо пробовала! Одно удовольствие его миксовать с чем-то тропическим, вообще сказка получается. Курится долго, насыщено, ярко. Аромка сохраняется до окончания покура. Просто можно мне пожалуйста самый максимальный объем упаковки?
- Другие достойные вкусы
Неизменно высокие оценки и положительные отзывы получают Борзый эвкалипт, Экзотический смузи, Пан Банан, Ягодный Фьюжн, Рядовой ревень, Душевный ром.
Северный... ветер?
Наблюдательный читатель мог заметить, что на первой упаковке в виде спичечного коробка написано просто "Северный", а на всех последующих уже "Северный ветер", в том числе на упаковке, выпущенной к пятилетию бренда и стилизованной под все тот же первоначальный спичечный коробок:
В чем же причина? Вероятно, к тому моменту, когда компания немного подросла и решила зарегистрировать свою торговую марку, оказалось, что по нужному классу подобное наименование уже зарегистрировано кем-то еще.
Пришлось выкручиваться и называть компанию "Северный ветер", и формально использовать именно это наименование, а неформально оставаться просто "Северным".
Достаточно изящно вышли из ситуации.
Итого
Северный - важный российский табак и важная часть истории российского кальянного рынка. Он не блистает хитовыми вкусами, но это твердый хорошист, который держится в десятке самых популярных табаков России.
Особенно стоит отметить команду, которая занимается брендом. Они никогда не стоят на месте, все время что-нибудь выдумывают, следят за трендами, мониторят обратную связь, в том числе на htreviews, и продолжают успешно развивать продукт.
Так что, если какая-то тема сдулась, то не стоит отчаиваться, всегда можно провести ребрендинг как Северный :).