Ультимативный чек-лист: пройдите по списку вопросов, которые встречают каждого, кто решил купить вездеход, чтобы не попасться на типичные уловки.
«Что мы называем словом «вездеход» («болотоход», «снегоболотоход»)?
С такой фразы обычно начинают пространные рассуждения о том, что проходимость всегда относительна. Уловка тут в том, что вообще все в мире относительно. Любое название действенно лишь потому, потому что мы согласны считать функцию, стоящую за ним, достаточной.
Предлагая вездеход, производитель вынужден вдаваться в разъяснения «о действительной сути вездеходной функции»? Возможно, он пытается продать дороже то, что таких денег не стоит. Получая, после опыта использования, недоуменные реакции типа «я совсем не того ожидал от вездехода» - ему приходится контратаковать в стиле «вы не до конца разобрались в том, что же такое на самом деле вездеход».
Потребитель, решившийся купить вездеход, после положительного опыта использования, должен сказать «Да, это настоящий вездеход!» - вовсе не потому, что аппарат смог вскарабкаться на отвесную каменную стену, а потому, что ощущения и опыт, полученный от поездок, дали основания не считать себя обманутым в рамках потраченных сумм и времени. Именно так произошло с применением слова «джип» к тому, что любители бездорожья называют «паркетником». Если дело обстоит иначе – производителю в конечном итоге придется не приставать к слову «вездеход», но приучить рынок считать название его продукта самостоятельной нишей, или же придумывать свою нишу. Чем плох dxtv или всесезонный болотоход? Вот то-то же!
«Вы же понимаете, что комфорт на бездорожье стоит денег?»
Эту фразу можно слышать от тех производителей, которые делают частный вездеход на базе имеющихся «обитаемых капсул» других автомобилей. Разумеется, зерно правды тут есть – гораздо приятнее осваивать труднодоступные просторы в комфорте, теплоте и сухости. И это стоит определенных затрат. Но что считать комфортом на бездорожье, за который вы готовы платить, купив вездеход?
Разбив ночной лагерь, вы останетесь в холодной кабине? Будете пускать двигатель, чтобы обогреться, захватив с собой дополнительную цистерну топлива? Не разумнее ли взять проверенные палатку, «пенку» и термобелье, занимающие минимальное место, в экспедицию? Так надо ли в подобной ситуации переплачивать за «теплую и герметичную» кабину? «Кабина защитит вас от гнуса при путешествиях на северах»? Вы собираетесь в ходе экспедиции вообще не покидать автомобиль? Понятно, что, подобно палатке и термобелью, вам в любом случае понадобятся защитные меры от насекомых в экспедиции. Здесь легкий кожух, оборудованный поверх защитного каркаса, окажется много практичнее.
«Бортповоротный вездеход с большой кабиной не слишком хорош на склонах? Просто надо во время движения регулировать давление в шинах с помощью внутрикабинного устройства».
Регулировка давления в шинах во время движения – опция полезная. Но представляете, как выглядит пилотирование вездехода на склоне? Водитель следит за сыпучестью грунта, экипаж просит заехать «еще чуть выше, чтобы получились отличные кадры», в это же самое время звонит телефон. Поэтому бортповоротники на склонах иногда заваливаются на бок. Увы и ах. И это «иногда» происходит почаще, чем могли себе представлять те, кто придумывает такие способы управления, как вот это изменение давления во время движения. Возможно, технологии не хватает автоматизации, чтобы давлением управлял процессор, а не водитель. А пока что дело обстоит так, как оно обстоит.
На практике любая технология применима тогда, когда она «удобно применима».
«Гусеничный вездеход не годен на дорогах общего пользования? Достаточно всего лишь обуть траки в резиновые защитные накладки».
Эксплуатация гусеничного вездехода в частном хозяйстве – тема, плотно завязанная на отношения с соседями. Просто потому, что мало кому понравятся «напрочь убитые грунтовки» недалеко от своего дома. Даже если вы, купив вездеход, перед каждым маршрутом и после него транспортируете вездеход на прицепе и выгружаете его только за пределами населенного пункта. По дорогам же общего пользования, в специальных накладках, придется ехать долго, и объясняя каждому встречному гаишнику, что характеристики накладок соответствуют стандартам и применяются они правомерно.
«На нашем вездеходе не хватает места для груза? Просто короб с ним надо закрепить покрепче».
Очень важная часть любого отличного маршрута на вездеходе – это возможность взять с собой инструмент, инвентарь для разбивки лагеря, туризма, охоты и рыбалки. Если вам придется каждый раз ломать голову – куда все это приткнуть, и как распаковать так, чтобы потом не упрессовывать все это обратно полдня – впечатление от каждой поездки будет совсем другим. И уж совсем смешно начинать этот разговор, если вы едете на охоту или рыбалку «по-настоящему». Поверьте, места для груза должно быть много, оно должно быть удобным и эргономичным. Инструмент должен в нужный момент быстро оказываться под рукой и так же быстро убираться в предназначенные для него места. А не под ворох со скарбом.
«Стоит ли платить за движение по бездорожью? Пользуйтесь изготовленными в «сельских кузницах» переломками».
Недорогие вездеходы из двух независимых полурам, свободное движение которых друг относительно друга обеспечивает отличное сцепление всех четырех колес с поверхностью независимо от бугров и выемок по маршруту – это вполне работоспособное решение, которым пользуются егеря небогатых охотохозяйств и жители села, промышляющие в лесах. Есть только два «но». Первое – до хороших двигателей и их более-менее приличной регулировки тут «ох как далеко». На вездеходе вы будете, купив его, ездить там, откуда не вытащит никакой трактор. С переломкой «из знакомой мастерской» надо всегда быть готовым из-за проблем с движком расстаться и с ней самой, и с грузом. Второе. Сколько стоит ваше время и ваш комфорт? Стоит осознавать, что провести несколько часов на дребезжащей, обдающей выхлопом машине с неудобным сидением, переваливаясь на ней с кочки на кочку – это настоящее испытание, которое под силу человеку, уверенному что «все в этой жизни дается тяжелым трудом и лишениями»
«Даже не рассматривайте вездеход, который не может свободно гонять дорогами общего пользования».
Шины любых вездеходов быстро приходят в негодность от продолжительной работы на асфальтовой поверхности. Полезно иметь возможность при необходимости заехать на асфальтовую дорогу общего пользования, проехать по ней некоторый участок маршрута. Купить и использовать вездеход «и как паркетник тоже» обойдется очень недешево из-за необходимости после каждого такого дальнего маршрута менять резину, которая, понятно, стоит далеко не копейки.
«Понадобится ли вам удобный радиус разворота, если вы не пользуетесь перекрестками»?
У некоторых вездеходов, которые вы по всем остальным критериям не отказались бы купить, непозволительно огромный радиус разворота. Обращайте на это внимание на тест-драйве. Конечно, в ответ на вопрос о радиусе разворота многие менеджеры будут откровенно уходить от ответа, если в случае с их техникой показатели не самые лучшие. Сравните показатели нескольких моделей, из тех, что понравились, между собой. Если вы пробираетесь на вездеходе через заросший деревцами участок или овражистую местность, способность под удачным углом войти в поворот, не включая заднюю передачу - подчас единственная возможность двигаться дальше.
«Может ли отечественная техника быть высокого качества? Если уж придется раскошелиться – надо покупать импортный вездеход».
Создание каждого хорошего вездехода – это «отверточная сборка», которую не выполнишь, если не выполнишь ее хорошо. Вопросы могут быть к регулировке двигателя и АКПП, но и здесь есть отечественные находки - к примеру, создателям вездехода «Enwix» удалось на 20% увеличить скорость и на столько же - экономичность машины. Это было выполнено благодаря скрупулезной настройке и подключению через предусмотренный производителями движка и АКПП не самый тривиальный алгоритм, а не сбросом в аварийный режим. Последним грешат многие и многие производители вездеходов, вне зависимости от места прописки их сборочных цехов и заявленного ценника на их продукцию.