Что будет, если взять начинку самолета пятого поколения (T-50) и упаковать ее в оболочку лучшего в мире истребителя четвертого поколения (Су-27)? Скорее всего получится первоклассный многофункциональный истребитель, обладающий всеми качествами самолета 5-го поколения (за исключением стелс-технологии), но по стоимости не намного дороже самолета 4-го поколения.
- очень холосо, - потирая руки сказали наши китайские друзья и тут же заключили контракт на покупку 24 таких машин на сумму 2 млрд.долл.
Бесспорно, коммерческий успех Су-35 был предрешен, но дело, конечно же, не только в нем. В свое время немецкое издание Stern назвало Су-35 ни много ни мало - самым опасным истребителем в мире.
Нам бы, конечно, очень хотелось в это верить, но будем реалистами. Есть, к примеру, американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor, который наверняка поспорил бы за звание самый-самый, но при этом он и намного дороже нашей сушки. Так что оставим пока какие-либо сравнения, а просто познакомимся немного поближе с сильными сторонами Су-35.
Прежде всего давайте посмотрим, чем Су-35 отличается от своего предшественника - Су-27.
Начнем с самого главного. Мы знаем, что Су-27 - это истребитель. То есть он предназначен для завоевания господства в воздухе и поражения воздушных целей противника. Су-35 же продвинулся дальше - это многофункциональный боевой самолет, который может вести огонь как по воздушным целям, так и по объектам противника на земле или воде.
Постойте, а как же Су-30? Эта модификация Су-27 также является многофункциональной и способна уничтожать любые цели. Все верно, но у Су-30 в кабине находится аж целых два летчика, поскольку один не в состоянии одновременно управлять самолетом и оперировать высокоточным оружием.
А вот в Су-35 это возможно, поэтому кабина у него одноместная, что само по себе уже дает снижение веса самолета на полторы тонны. Но это, кончено же, здесь не главное. А главное то, что в Су-35 достигнута очень высокая степень автоматизации, что, в свою очередь, позволяет летчику в большинстве случаев положиться на умную систему управления.
С помощью органов управления в кабине, пилот передает команды о своих намерениях системе управления, а она уже сама определяет оптимальный вариант выполнения команды, а также ведет самолет по нужному маршруту, решает, какой применить маневр и т.д. Летчику нужно лишь выбрать соответствующий режим и принять решение о применении оружия. Все остальное выполнит система управления.
В самолете Су-35 реализован принцип HOTAS - Hands On Throttle-And-Stick, что означает руки на секторе газа и ручке управления. То есть пилот управляет всеми системами, не отрывая рук от органов управления.
Давайте на минутку заглянем в кабину пилота. Здесь мы, прежде всего, замечаем две ручки - это РУС (ручка управления самолетом) и РУД (ручка управления двигателем). Многие геймеры пришли бы от их вида в восторг. Эти два джойстика просто усыпаны различными кнопками, гашетками, тумблерами и различными переключателями.
Ну а любителям фантастики и звездолетов наверняка понравится то, как в кабине реализован принцип так называемой стеклянной кабины. Самая важная информация показывается на прозрачном дисплее на фоне остекления кабины.
А все остальные параметры выводятся на два больших дисплея диагональю пятнадцать дюймов. Какие-либо стрелочные индикаторы здесь вообще отсутствуют. Даже резервные приборы являются цифровыми и расположены на отдельном дисплее.
Что же, кабина нам очень понравилась. Снаружи, конечно, все это очень красиво, ну а как же дело обстоит внутри? Что там с электронной начинкой?
А здесь тоже полный порядок. Кроме прочего, у Су-35 имеется одно очень эффективное новшество. Это радар с фазированной антенной решеткой "Ирбис-Э". Этот радар, без преувеличения, самый мощный в мире из установленных на истребителях. Максимальная его мощность - 20000 Вт. У F-22, кстати, всего коло 16500 Вт.
О чем это говорит? О том, что самолет 4-го поколения этот радар обнаружит на невероятной дальности 400 км. А самолет 5-го поколения со стелс-технологиями с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 0,01 м2 он сможет обнаружить на расстоянии 90 км. При этом, этот, уже и без того полюбившийся нам радар, может сопровождать одновременно до 30 воздушных целей и помогать в обстреле сразу 8 из них.
Всем известная сверхманевренность истребителей семейства Су-27, конечно же, присуща и Су-35. Когда на авиасалоне в Ле-Бурже в 2013 году Су-35 совершил в воздухе горизонтальный разворот на 360 градусов, не теряя при этом ни высоты, ни скорости, то один из журналистов с восторгом написал, что на такой полет способны только НЛО.
Многие критики, кстати, указывают на то, что сверхманевренность не такая уж и полезная вещь, учитывая то, что она может применяться лишь в ближнем бою, что, в свою очередь, является редкостью в современных реалиях.
Но пусть лучше о подобных вещах судят сами летчики, так как им виднее. И вот один из них, летчик-испытатель Сергей Богдан сравнил сверхманевренность с холодным оружием у бойца. Боец берет с собой автомат и гранаты, но при этом он обязательно возьмет с собой и нож, так как это может спасти ему жизнь, ведь во время боя может возникнуть любая ситуация.
Может быть не совсем корректно сравнивать такое современное новшество, как сверхманевренность, с обычным ножом, но, думаю, всем понятно, что именно хотел сказать Богдан. Подобные вещи могут действительно стать решающими в нестандартной ситуации.
Так что Су-35 по всем своим параметрам и так является одним из лучших истребителе в мире, а с учетом отменных характеристик для ведения ближнего боя ему, пожалуй, и вовсе нет равных.
Любой здравомыслящий вражеский пилот скорее всего уклонится от ближнего боя с Су-35, поэтому поражать его придется на дальних подступах. Для этого Су-35 оборудован передовой электроникой - локаторами, прицельными комплексами и самонаводящимися ракетами.
В случае, если ПВО противника наведут сигнал на Су-35 и обнаружат себя, то, бортовые системы немедленно сообщат об этом пилоту. Пилот в свою очередь, тут же даст команду системе управления, которая выпустит специальную ракету, способную по излучению от ПВО, как по ниточке, дойти до нее и поразить.
Все-таки хотелось бы дать и небольшое сравнение Су-35 с аналогами. По заявленным характеристикам большинство западных аналогов, таких как французский Rafale или американские F-15, F-18 и др. наш самолет однозначно превосходит. Поэтому эксперты сравнивают его в основном с американским истребителем пятого поколения F-35, который является более бюджетной модификацией непревзойденного пока F-22.
Так вот, дальность полета:
F-35 - 2520 км.
Су-35 - 3600 км, то есть более чем на 1000 км больше.
Количество ракет воздушного боя:
F-35 - 10 шт
Су-35 - 12 шт
Максимальная скорость:
F-35 - 1700 км/ч
Су-35 - 2500 км/ч. То есть Су-35 в случае чего, может уклониться от боя в любой момент, а вот F-35 уже не уйдет, даже если захочет.
Стелс-технология на стороне F-35, но радар Су-35 в принципе может с ней справиться.
И, наконец, по сверхманевренности, как уже было сказано, Су-35 превосходит любого конкурента.
Вывод, как говорится, можете сделать сами.
Мы часто слышим о том, как истребители Су-35С (глубоко модернизированный вариант Су-35 поколения 4++) успешно поражают объекты военной инфраструктуры противника в ходе нынешней СВО. Пожелаем же им удачи в дальнейшей борьбе и полного господства в небе 👍