Не стало режиссёра Владимира Краснопольского, он не дожил совсем немного до своего девяностолетия
Ушёл на вечный зов
Огромная потеря
Почти до конца дней он был на «ты» со спортом. Играл в теннис. Следил за здоровьем. В тот роковой день съездил на плановое обследование, бодрый и весёлый вернулся домой, прислонился к стене и умер…
– Для меня, как и для российского кинематографа, это огромная потеря. Можно сказать, он был основоположником сериального движения. На съемочной площадке очень требовательный. И к свету, и к тому, как играют артисты. Делал столько дублей, сколько надо, так, чтобы получилось это хорошо, – рассказал нам народный артист, ректор «Щуки» Евгений Князев.
Он сыграл в четырех картинах Краснопольского. Главную роль – в ленте «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Группа очень любила Владимира Аркадьевича. И вошла в положение, когда попали в кризис. Артисты собрались и сказали: «Мы готовы работать бесплатно до тех пор, пока не откроется финансирование, потому что должны закончить эту работу».
– Он был во всех ситуациях мужчиной, – продолжает Князев. – Никогда не мог позволить себе, несмотря на болезнь ног, сидеть в присутствии дам. Всегда вставал. Был интеллигентным и вежливым человеком. Звонил и поздравлял со всеми праздниками. И никогда он не показывал проблем, трудностей, боли. Держал глубоко в себе. Остроумнейший человек был. Прекрасный рассказчик. Удовольствие было сидеть с ним за столом.
За одной партой
Говорим «Краснопольский», подразумеваем «Усков». И наоборот. Так шутили сами про себя братья-кинорежиссеры. Вместе они сняли больше тридцати известных фильмов.
Многие удивятся, но они – двоюродные братья, хоть и все время были рядом, словно близнецы. Валерий старше Владимира. Он родился, а через полтора месяца в коляску положили еще и младшего. Рядом стояли и кроватки. Ходили вместе в детский сад. Просидели десять лет за одной партой.
Играли в школьном спектакле «Общее собрание знаков препинания». Владимир – Восклицательный знак, а Валерий – Запятую.
Потом был Уральский госуниверситет, где Краснопольский выучился на историка-филолога, а Усков – на журналиста. Следом – ВГИК.
Несчастье помогло
Выхода картин братьев ждали с нетерпением.
«Тени исчезают в полдень» появился благодаря случаю. Дело было зимой. Братья поехали кататься на лыжах. И когда вечером бежали на электричку, догнали девушку. Та хромала, видимо, подвернула ногу. Владимир и Валерий подхватили несчастную под руки и доставили домой. Пока благодарные родители варили картошку, Владимир увидел на книжной полке вырезанную из бумаги салфетку, а на ней – книгу «Тени исчезают в полдень». О сибирской деревне. Попросил почитать.
– Проглотил за два с половиной дня, – вспоминал Владимир. – Потом прочитал Валерий. И поняли, что это надо снимать.
Пришли к легендарному режиссёру Ивану Пырьеву. Тот посопротивлялся, а потом согласился на большое кино.
В последние годы братья разделились.
– Большие уже мальчики, – шутил Владимир Аркадьевич. – Несолидно вдвоем толкаться у камеры.
Был случай: Захар Захарыч приехал!
Мэтрам удалось найти идеального актера на роль сельского жителя.
Съемки «Теней» проходили в Свердловске. В пермском театре нашли и Петра Вельяминова на роль Захара Захаровича Большакова.
– У него на лице было большое родимое пятно, – рассказывал Владимир. – Уши немножко оттопыренные. Но нам понравились его глаза. В них была надёжность.
Петр спрашивал: «Куда я пойду? Я ничего не кончал и перед камерой никогда не стоял». Объясняли, что хотят пригласить на «Мосфильм». При этом у «необразованного пермского актера» оказалась интересная и сложная судьба. Потомственный дворянин, он десять лет провёл в лагерях, куда попал из-за неприемлемого для советской власти анекдота.
Петр Вельяминов стал, как сказали бы сегодня, «актером Краснопольского и Ускова». И кочевал из одной ленты в другую. В «Вечном зове» так сыграл доброго и справедливого председателя колхоза, что произвёл фурор. Сериал снимали на Урале. На плохих дорогах машины съемочной группы постоянно застревали. И надо было идти в деревню и просить трактор. Краснопольский и Усков отправились к местным жителям, прихватив с собой Вельяминова.
– Постучались в первый дом, – вспоминал Краснопольский. – Вышел мужик, увидел Вельяминова и заорал: «Захар Захарыч приехал!»
Через десять минут в избе уже сидели односельчане и расспрашивали Вельяминова обо всех колхозных проблемах. Режиссёрам с трудом удалось объяснить им, что перед ними – актер.
© "Союзное Вече", № 44/2022
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍