Найти в Дзене
на волне

Права ГИМС: навигационные задачи (интернет-конспект)

Часть интернет-конспекта: навигация, условия плавания, штурман, маршрут, курс судна. Ссылка на первоисточник: рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР(РШС-89) Использованы дополнительные материалы с сайта wind-sail.ru: Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку. Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению. Штурман — от голландского слова stuurman; stuur — штурвал, man — человек, специалист по кораблевождению. Штурман — специалист по вождению кораблей, самолетов, дирижаблей, прокладывает курс и отмечает движение судна. В обязанности штурмана входит счисление пути и присмотр за навигационными приборами. В коммерческом флоте штурман - это помощник шкипера (капитана). В работе штурман ориентируется в т.ч. на маневренные характеристики судна, особенности района плавания и условия плавания. Условия плавания По условиям ветроволнового режима внутренние водные
Оглавление

Часть интернет-конспекта: навигация, условия плавания, штурман, маршрут, курс судна.

Ссылка на первоисточник: рекомендации по организации штурманской службы на судах Минморфлота СССР(РШС-89)

Использованы дополнительные материалы с сайта wind-sail.ru:

Яхтинг. Морская навигация. Основные понятия. | WIND-SAIL
Навигация на море. Направления в море. | WIND-SAIL
Морские навигационные карты в яхтинге. | WIND-SAIL
Географические координаты на морских картах. | WIND-SAIL
Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку.
Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению.
Рисунок из сети интернет
Рисунок из сети интернет

Штурман — от голландского слова stuurman; stuur — штурвал, man — человек, специалист по кораблевождению. Штурман — специалист по вождению кораблей, самолетов, дирижаблей, прокладывает курс и отмечает движение судна. В обязанности штурмана входит счисление пути и присмотр за навигационными приборами.

В коммерческом флоте штурман - это помощник шкипера (капитана).

В работе штурман ориентируется в т.ч. на маневренные характеристики судна, особенности района плавания и условия плавания.

Условия плавания

По условиям ветроволнового режима внутренние водные пути
классифицируются на разряды:

  • «М» – морской (высота волны достигает 4 м, длина – 40 м, то водный путь относится к разряду «М»);
  • «О» – озерный (высота волны 2 м , длина 20 м – к разряду «О»);
  • «Р» – речной (высота волны 1,2 м, длина 12 м – «Р»);
  • «Л» – легкий (водные пути, не вошедшие в указанные разряды).
см. классификация ВВП

При установлении разряда водоема главным фактором является наличие волн в течение навигационного периода:

  • не более 4% времени действия навигационного периода волны выше или длиннее тех размеров, на которые рассчитана прочность судов соответствующих классов;
  • не менее 96% времени действия навигационного периода волны тех размеров, на которые рассчитана прочность судов соответствующих классов.
96%=100%-4%
Права ГИМС: Типы маломерных судов и районы плавания (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ23 марта 2022

Особые условия плавания

Под плаванием судна в особых условиях понимается плавание:

  • в районе со стесненными условиями;
  • при входе в порт и выходе из него;
  • с лоцманом;
  • в зоне действия системы УДС;
  • при ограниченной видимости;
  • в системе разделения движения судов;
  • в штормовых условиях;
  • во льдах.

Стесненные условия плавания

Под районами со стесненными условиями обычно понимают акватории, где судно ограничено в маневре из-за близости берегов и других навигационных опасностей, недостаточных глубин, интенсивного судоходства. Стесненность условий зависит от размерений и скорости судна, а также от внешних факторов.

При плавании в районах со стесненными условиями усиливается наблюдение, в том числе и с помощью судовой РЛС, независимо от условий видимости. Наряду с обсервациями используются методы, позволяющие практически непрерывно контролировать место судна (траверзные дистанции, ограждающие изолинии и т.д.), учитываются колебания уровня моря и необходимый запас воды под килем судна, контролируются глубины и тенденции их изменения.

Вблизи берегов возможно появление малых судов (прогулочных, рыболовных, яхт, быстроходных катеров), следующих курсами, отличающимися от рекомендованных. В таких районах возможна установка нештатных буев и вех, имеющих специальное назначение и не упомянутых в навигационных источниках.

Возможно экранирование высокими мысами других судов, следующих за поворотом фарватера.

Плавание при подходе к порту и выходе из него

Подходы к порту и портовые акватории помимо того, что являются районами со стесненными условиями плавания, имеют еще и специфические особенности. Обычно в этих районах действуют системы УДС. Как правило, на подходах к портам в местах схождения морских путей организуются системы разделения движения судов.

Плавание в портовых водах регламентируют отличные от МППСС-72 местные правила, которые следует заблаговременно изучить. При расхождении с небольшими судами необходимо учитывать возможность несоблюдения ими международных правил.

На подходах к порту возможны скопления стоящих на якоре, дрейфующих и перемещающихся с различной скоростью судов. В ночное время следует учитывать помехи наблюдению от береговых огней, маскирующих объекты на воде.

При подходе к месту приема-сдачи лоцмана следует предусматривать действия на случай его задержки или невозможности высадки.

Права ГИМС: Правила в морских портах РФ (интернет-конспект)

Плавание с лоцманом

Присутствие лоцмана на мостике не освобождает ни капитана, ни вахтенного помощника капитана от их прав и обязанностей по обеспечению безопасности плавания. При малейших сомнениях в действиях лоцмана капитан (вахтенный помощник) должен, если позволяет время, выяснить у лоцмана его намерения на каждом участке плавания следует для себя уяснить, какая из команд лоцмана - поворот в сторону опасности, увеличение скорости сверх безопасной и т.д. - должна быть немедленно отменена, так как чаще всего лоцманские операции происходят в стесненных водах, когда на выяснение намерений лоцмана может не оказаться времени.

Плавание в зоне действия системы УДС

Заблаговременно, до подхода к зоне действия системы УДС (система управления движением судов), следует изучить правила плавания в зоне, которые помещены в обязательных постановлениях по порту, Извещениях мореплавателям, в лоциях или на справочно-навигационных картах.

Права ГИМС: Правила в морских портах РФ (интернет-конспект)

При необходимости и возможности используют две УКВ радиостанции: одну - для связи на дежурном 16-м канале, вторую - для связи на рабочем канале оператора системы УДС.

Плавание в зонах действия СУДС осуществляется в соответствии с МППСС-72, если местные правила не требуют иного. В случае нарушения правил движения следует немедленно информировать о факте и причинах нарушения оператора СУДС.

Вход в зону разрешается оператором СУДС, который вправе давать указания судну о порядке и очередности движения, якорной стоянке и действиях для предотвращения непосредственной опасности. В свою очередь, капитан судна обязан репетовать указания поста, направленные непосредственно его судну, а в случае невозможности их выполнения - сообщать причины и дальнейшие намерения.

Следует помнить, что точность глазомерного определения бокового смещения судна с оси канала или фарватера с помощью береговой РЛС составляет 10-20 м, что обычно бывает достаточно для обеспечения безопасной проводки.

Опасность представляют малые суда, следующие без связи с оператором СУДС и зачастую остающиеся вне его контроля.

Плавание при ограниченной видимости

Под ограниченной видимостью, в дополнение к определению, данному в МППСС-72, понимают условия, когда фактическая видимость объекта меньше геометрической.

В зависимости от условий и возможностей визуального и слухового наблюдений при ограниченной видимости могут быть выставлены дополнительные наблюдатели. В таких условиях чаще используют дублирующие способы контроля места судна, избыточные линии положения.

Плавание в системе разделения движения судов (СРД)

При плавании в системах разделения движения судов следует постоянно принимать информацию береговой контрольной станции.

В таких районах обычно используют две УКВ радиостанции.

Если при плавании в системе разделения движения другое судно, по вашему мнению, следует не по своей стороне, необходимо перепроверить место своего судна и, даже если оно подтвердится, следовать дальше с повышенной осторожностью.

В случае нарушения правил немедленно информировать контрольную станцию о факте и причинах этого.

Плавание в штормовых условиях

При получении штормового предупреждения или обнаружении признаков приближения шторма судно должно быть подготовлено к плаванию в штормовых условиях.

Плавание в штормовую погоду осложняется тем, что судно не всегда может следовать по ранее выбранному маршруту, а вынуждено удерживаться на курсах, при которых влияние штормовых условий сказывается в меньшей степени.

Плавание во льдах

При плавании в ледовых условиях (самостоятельно или в составе каравана под проводкой ледоколов) следует иметь в виду, что, несмотря на совершенствование судов, опасность получения ими ледовых повреждений нисколько не уменьшилась. Выбор и поддержание оптимальной скорости движения судна в ледовых условиях являются основной задачей судоводителей, управляющих судном.

Подготовка к рейсу штурманской части

Подготовка штурманской части судна к рейсу включает в себя:

1. Определение целей и сроков плавания

Определение целевых точек маршрута и районов плавания, желательных сроков переходов.

2. Подготовку информации, карт, документов, инструментов:

  • укомплектование установленной судовой коллекции навигационными морскими картами, руководствами и пособиями;
  • получение материалов для корректуры судовой коллекции;
  • подбор навигационных морских карт, руководств и пособий на предстоящий переход, их корректуру;
  • получение информации о минной, ледовой и гидрометеорологической обстановках;
  • проверку наличия информации о маневренных характеристиках судна;

2. Подготовка штурманского инструмента: // ссылка

  • проверка и ремонт;
  • пополнение ЗИПов (комплекта запасных частей);
  • загрузка необходимых карт и других данных в бортовые навигационные системы (СНС - спутниковая и РНС - радио),
  • подготовка штурманского инструмента (преднастройка/калибровка параметров и поправок).

2. Подготовку маршрута:

  • изучение района плавания;
  • выбор маршрута;
  • подготовка навигационных карт
  • выполнение предварительной прокладки;
  • проработка выбранного маршрута перехода;
  • ввод путевых точек и другой навигационной информации в бортовые навигационные системы.

3. Проверку средств звуковой, световой и аварийной сигнализации:

  • исправность;
  • срок годности (пиротехнических средств).

Определение целей и сроков плавания

Определение целевых точек маршрута (отправления и назначения, транзитных) и районов плавания, желательных сроков переходов между целевыми точками маршрута.

Проработка этой части зависит от целей плавания, экипажа, пассажиров, владельца судна и их договоренностей, а также от особенностей судна, груза, маршрута.

Подготовка судовых технических средств навигации к работе в рейсе

Подготовка и проверка средств навигации выполняется в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.

Аппаратура считается в рабочем состоянии, если в рабочем режиме ее параметры соответствуют техническим условиям завода-изготовителя.

Расчёт девиации магнитного компаса // ссылка

Подготовка маршрута

Изучение района плавания

Изучение района плавания перед выходом в первое плавание по маршруту выполняется с использованием:

  • подобранных и откорректированных карт, руководств и пособий с учетом рекомендаций служб безопасности мореплавания, лоцманов.

Помимо районов непосредственно вдоль прокладываемого маршрута плавания, следует изучить районы, прилегающие к нему, а также доступные места укрытия.

Перед повторным рейсом уточняются уже известные положения и изучаются новые данные (связанные с изменениями в навигационной обстановке, опытом предыдущих рейсов).

Следует иметь в виду, что на генеральных картах навигационные опасности показывают только в открытой части морей. Вблизи берега их показывают частично, только для навигационной характеристики района. Навигационные опасности в прибрежной зоне от береговой линии до изобаты 20 м (в приглубых районах до изобаты 50 м, в отмелых - до изобаты 10 м) на карты не наносят. На прибрежные части генеральных карт при наличии путевых карт не наносят затонувшие суда, навигационные опасности с обозначениями ПС, СС и "По донесению".

При изучении района плавания, удаленного от берегов, дополнительно уточняются:

1. Общая навигационно-гидрографическая характеристика района, включая:

  • удаленность от берега и навигационных опасностей,
  • рельеф дна и глубина, наличие банок, отмелей, отличительных глубин и их близость к предполагаемому маршруту следования;

2. Гидрометеорологические особенности:

  • преобладающие ветры, пути прохождения циклонов,
  • волновой режим,
  • вероятность пониженной видимости,
  • ледовый режим и границы распространения плавучих льдов и айсбергов, районы возможного обледенения,
  • действующие течения.

3. Ограничения при проводке судна по рекомендациям прогностических центров (высота волны, скорость ветра, направление волнения и др.).

4. Действующие на маршруте системы оповещения, радионавигации, связи:

  • системы передачи прогнозов, штормовых и ледовых предупреждений,
  • системы передачи оперативной навигационной информации по районам плавания;
  • системы связи;
  • режимы работы, точность, возможные ограничения в использовании;
  • имеющееся на судне оборудование связи и радионавигации.

При изучении района со стесненными условиями плавания и подходов к портам дополнительно уясняются:

1. Навигационно-гидрографические особенности района:

  • рекомендованные пути и маршруты, фарватеры и каналы, длина и ширина их колен;
  • опасные, запретные и ограниченные для плавания районы, районы интенсивного движения судов и паромов, лова рыбы, разведки и добычи нефти и газа;
  • системы разделения движения судов;
  • места возможных якорных стоянок и их характеристики;

2. Гидрологические особенности:

  • приливо-отливные и сгонно-нагонные явления;
  • характер и степень ветрового волнения;
  • опресненность воды;
  • влияние этих факторов на допустимую осадку и скорость судна при прохождении им наиболее мелководных участков;
  • наличие тягуна.
Тягун – опасный вид прибрежного течения, унесший множество жизней. Образуется в результате оттока воды, принесенной к побережью волнами. Тягун не тянет под воду, а уносит прочь от берега.

3. Особенности систем навигации:

  • обеспеченность района плавания средствами навигационного оборудования, их режим работы и ограничения в использовании;
  • возможности применения РЛС для определения места судна;
  • характерные признаки для опознания навигационных ориентиров и предостерегательных знаков.

4. Возможные способы и необходимая частота определений места судна с тем, чтобы удержать его в пределах фарватеров или каналов;

5. Зоны действия, виды обслуживания систем УДС;

6. Местные правила, действующие в портах и районах со стесненными условиями плавания.

Подготовка навигационных карт

Подготовка (подъем) путевых и частных навигационных карт и планов выполняется одновременно с предварительной прокладкой.

Расчёт склонения навигационных карт

При подготовке карт:

  • проводятся, при необходимости, предостерегающие изобаты и выделяются отдельно лежащие опасности;
  • наносятся границы дальности видимости маяков и знаков (с учетом высоты глаза наблюдателя) и интенсивности огня, более четко выделяются секторы маяков, ограждающие опасности;
  • границы запретных для плавания районов;
  • границы зон действия систем УДС.
На участках, где линии путей судна проходят вблизи опасностей, целесообразно наносить на карту ограждающие изолинии навигационных параметров.

Предварительная прокладка маршрута

Выполняется после изучения районов плавания и включает в себя:

  • выбор маршрута:
    капитан выбирает маршрут перехода судна, разделив его на участки в зависимости от обстановки и гидрометеорологических условий (по генеральной навигационной карте или картам), протяженность каждого участка следует разумно ограничивать.
  • планирование мероприятий на маршруте:
    --- капитан намечает мероприятия, связанные с обеспечением безопасности плавания судна;
  • предварительную прокладку маршрута:
    выполняется на путевых и частных картах наиболее удобного для данного района масштаба. При этом используется информация карт и планов наиболее крупного масштаба, которая может содержать важные навигационные данные;
  • подготовка (подъем) путевых и частных навигационных карт и планов.
Задачи, решаемые на морских картах: ссылка
Основными задачами, решаемыми на картах с помощью прокладочного инструмента, являются:
Задача 1.Снять с карты координаты заданной точки.
Поставив одну ножку циркуля в заданную точку, другую ножку отодвинуть до тех пор, пока она не коснется (при описании дуги) ближайшей, нанесенной на карте, параллели. Сняв таким образом расстояние до ближайшей параллели, перенести циркуль без изменения раствора его ножек к ближайшей боковой (правой или левой) рамке карты. Одну ножку поставить на параллель, до которой измерено расстояние, другую направить по рамке в сторону параллели заданной точки и у острия иголки этой ножки циркуля снять по рамке отсчет широты с точностью до 0,1 наименьшего деления, нанесенного на рамке карты.
Аналогично определяется и долгота точки, с той лишь разницей, что берется расстояние от заданной точки до ближайшего к ней меридиана, а затем циркуль приставляется к верхней или нижней рамке карты, с которой и снимается значение долготы заданной точки.
Задача 2. Нанести точку на карту по заданным координатам.
Эта задача обратная первой и может решаться двумя способами. 
а) Приложив на карте параллельную линейку к ближайшей параллели и подведя ее к заданной широте (отметка на рамке делается карандашом заранее), карандашом в районе заданной долготы вдоль среза линейки проводится тонкая линия. Затем, приложив линейку к ближайшему от заданной долготы меридиану, подвести ее к отметке заданной долготы на верхней (нижней) рамке карты и прочертить карандашом отрезок тонкой линии до пересечения с первой линией. Пересечение двух нанесенных линий на карте является искомой точкой.
6) Приложив параллельную линейку к параллели, ближайшей к заданной широте, подвести ее до заданной широты. Затем раствором циркуля, равным расстоянию от значения заданной долготы до ближайшего меридиана, снятого с горизонтальной рамки, делается укол по срезу линейки от того же меридиана сторону заданной долготы. Точка, отмеченная уколом циркуля, является искомой.
Задача 3. Измерить расстояние между двумя точками на карте.
Если расстояние можно взять одним раствором циркуля, то одна ножка циркуля прикладывается к начальной точке, другая к конечной. Затем, не допуская изменения раствора циркуля, приставить циркуль  вертикальной (боковой правой или левой) рамке карты в широте, где лежат точки, между которыми измеряется расстояние, и снять количество минут, с точностью до 0,1. Например, по вертикальной рамке раствору циркуля соответствует 12',3, это означает, что расстояние между точками составляет 12,3 мили (1миля и 3 кабельтова).
Если одним раствором циркуля нельзя охватить всего расстояния между точками, то его следует разбить на части и каждую часть измерить отдельно, приставляя циркуль к вертикальной рамке карты в районе широты, которая соответствует измеренной части. Затем измеренные расстояния частей складываются для получения искомого расстояния между точками.
Задача 4.Проложить от заданной точки истинное направление.
Приложив транспортир совместно с параллельной линейкой на карту дугой вверх так, чтобы центральная риска транспортира совпала с ближайшим к заданной точке меридианом, следует повернуть транспортир и линейку вправо или влево до совпадения того же меридиана со штрихом на дуге транспортира, соответствующим заданному направлению. Затем необходимо убрать транспортир, а линейку раздвинуть до заданной точки и провести от нее карандашом прямую линию в надлежащем направлении.
Задача 5.Определить направление проложенной на карте линии.
К проложенному направлению на карте прикладывается параллельная линейка и к ней приставляется транспортир. Затем, перемещая транспортир вдоль линейки, необходимо добиться совпадения его центральной риски с одним из меридианов на карте. Деление транспортира на дуге, через которое проходит тот же меридиан, указывает истинное направление. При этом, если заданное направление составляет острый угол с северной частью меридиана, то ему соответствует верхний отсчет на дуге транспортира, если тупой, - то нижний.
Задача 6. Отложить от данной точки по заданному направлению известное расстояние.
Проложив от точки указанное направление (задача 4), необходимо взять циркулем с вертикальной рамки в соответствующей широте заданное расстояние и отложить его на проложенной линии. При снятии расстояний между двумя точками следует придерживаться правил, указанных в задаче 3.
Задача 7. Перенести данную точку с одной карты на другую.
а) Снять с одной карты широту и долготу (задача 1) и по полученным координатам нанести эту точки на другую карту (задача 2).
б) Снять с одной карты направление на заданную точку и измерив расстояние до нее от изображенного на карте какого-либо приметного ориентира (маяк, знак, мыс и т.п.), имеющегося на обеих картах, провести на второй карте от этой точки снятое направление и отложить по нему в масштабе второй карты измеренное расстояние.
От умения и навыков решать указанные задачи на. карте зависит правильное ведение навигационной прокладки, нанесение обсервованных точек и осуществление других графических построений. Поэтому судоводителю, управляющему судном в морских районах с использованием навигационных карт, необходимо путем тренировок добиться безукоризненного решения задач, связанных с графическими построениями, снятием и нанесением географических координат, расстояний и истинных направлений на морской карте.

Тщательность выполнения предварительной прокладки во многом определяет качество постоянного контроля за текущим положением судна. Если во время плавания судно значительно отклонилось от пути, заданного предварительной прокладкой, последняя частично выполняется заново с ведома капитана.

Перед рейсом предварительная прокладка выполняется как минимум в объеме, необходимом для плавания судна в течение одних суток.

В зоне действия бортовой РНС (радионавигационной системы) предварительную прокладку целесообразно выполнять на откорректированной радионавигационной карте.

Счисление пути и навигационная прокладка
Яхтинг, счисление пути судна и навигационная прокладка. Часть1. | WIND-SAIL
Яхтинг, счисление пути и навигационная прокладка. Часть 2. | WIND-SAIL
Яхтинг. Навигационная прокладка. Дрейф и течение. Часть 3. | WIND-SAIL
Прокладка пути для дальних переходов:
Яхтинг. Исполнительная прокладка курса при дальнем плавание. | WIND-SAIL
Яхтинг. Ортодромия или Дуга Большого Круга. Часть1. | WIND-SAIL
Яхтинг. Графический способ расчета ортодромии. Часть 2. | WIND-SAIL

При выполнении предварительной прокладки:

  • наносятся линии путей судна на безопасных расстояниях от навигационных опасностей;
  • отмечаются точки поворотов, а если позволяет масштаб, точки начала и конца поворотов,
  • проводятся и надписываются контрольные пеленги на выбранные ориентиры и/или дистанции до них;
  • отмечаются траверзы и контрольные траверзные расстояния;
  • при частых изменениях курса измеряется длина каждого участка маршрута и указывается в начале участка,
  • рассчитывается продолжительность плавания по каждому участку при назначенной скорости судна и указывается там же.

В бортовые системы СНС (спутниковая навигационная система) и РНС (радионавигационная система) вводят поворотные точки предварительной прокладки, границы фарватеров, опасных и запретных для плавания районов, допустимые боковые уклонения от заданного пути и от поворотных точек, координаты ориентиров и другую необходимую информацию.

Штурманская работа в рейсе

(раздел дорабатывается)

- Ведение прокладки;

- Счисление пути судна;

- Определение места судна;

- Оценка точности места судна;

Навигационный способ определения места судна по пеленгу и дистанции. | WIND-SAIL
Яхтинг. Определение места судна по двум пеленгам. | WIND-SAIL
Яхтинг. Определение места судна по трём пеленгам. | WIND-SAIL
Навигационный метод определение места судна по крюйс пеленгу. | WIND-SAIL

- Переводы истинного курса в компасный;

- Переводы компасного курса в истинный;

- Взятие компасного пеленга;

Истинный Север - это географический Север, т.е. направление на Северный полюс. Карты, используемые для навигации, ориентированы на Северный полюс.

Магнитный компас показывает (с определенной погрешностью) направление на магнитный север.

По звездам на небе можно определять истинный север (Полярная звезда). Магнитный север нельзя определить созвездиями, он определяется направлением стрелки магнитного компаса (с учетом поправок девиации компаса).

Магнитный курс – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до носовой части диаметральной плоскости судна.

Компасный курс – угол при центре компаса, отсчитываемый от направления, указываемого компасом на магнитный север, до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360.

Девиация магнитного компаса равна разности между магнитным и компасным курсом (т.е. с помощью таблицы или диаграммы девиации компенсируется ошибка в показаниях компаса).

Разница между истинным севером и магнитным севером измерима и называется склонение. На всех картах встречается специальное обозначение с указанием склонения на определенный момент и его динамикой изменения в год. Благодаря этому, можно получить значение магнитного склонения на сегодняшний день. На иностранных и отечественных картах оно обозначается по-разному, но принцип тот же:

склонение на картах
склонение на картах

Вначале указывается значение склонение на определенный год, а далее указывается величина и направление изменения склонения в год.

Для получения магнитного склонения на текущий момент, необходимо прибавить от начального значения величину изменения в год, умноженную на количество прошедших лет. Причем если склонение или его изменение указано с направлением E (восток) — то числа берем со знаком плюс, а если на запад (W) — то со знаком минус.

-4

Например, для указанных на картинке выше значений, склонение на 2018 год будет следующим:

-5
Обратите внимание, что в западном варианте используются минуты, а в отечественном — десятичные доли градуса.

Пеленг – это направление на объект относительно направления на истинный север, измеренное с помощью, например, ручного компаса-пеленгатора (с учетом девиации компаса и склонения).

Компасный пеленг – угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет от 0 до 360. Обратный компасный пеленг – угол отличающийся от КП на 180. При работе с компасом, его девиацию компенсируют с помощью поправок (например, по составленной для компаса таблице девиации). Для нанесения пеленга на карту предварительно следует перевести его данные из компасного пеленга в истинный (с учетом (1) девиации компаса в данном направлении и (2) склонения карты).

Магнитный пеленг – угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана по часовой стрелке до направления на ориентир. Магнитный пеленг отличается от Компасного пеленга на значение девиации для данного направления Компасного пеленга (см. таблицу девиации или диаграмму девиации компаса).

Истинный пеленг (ИП). Угол между направлением на истинный север и направлением на наблюдаемый предмет. На практике судоводителю приходится иметь дело с обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП ± 180°. ИП отличается от Компасного пеленга на сумму величин склонения и девиации.

-6

Курсовой угол. (КУ). Угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на наблюдаемый предмет. Курсовой угол с считывается от 0° до 180° и имеет наименование: левого борта (л/б) или npавого борта (п/б), в зависимости от нахождения предмета относительно ДП (диаметральной плоскости судна). В том случае, когда КУ = 90°, т.е. направление на предмет перпендикулярно ДП, то этот КУ называется траверзом.

Для расчета истинных направлений используются формулы:
ИП = ИК + КУ
КУ = ИП - ИК
ИК = ИП - КУ

Выберете такое место на яхте, чтобы в радиусе 2 м от вас не было крупного стального предмета, и привяжите себя как можно надежней к трапу или к мачте. В последнем случае используйте страховочный пояс и сядьте так, чтобы обе руки были свободны. Определив объект на карте, наведите компас на объект при помощи V-образной прорези или кольца с мишенью. До взятия пеленга дайте картушке компаса устояться. Возьмите по 3 пеленга на каждый объект и усредните значения для конечного пеленга.
Попросите кого-либо записывать пеленги по мере их взятия и пусть записывающий произносит эти значения вслух. Для нанесения пеленга на карту предварительно исправьте его из компасного в истинный, а затем проведите при помощи прокладочных инструментов линию (обратный пеленг) от объекта в направлении, противоположном пеленгу, полученному с яхты. Обсервованную точку отмечают на карте кружком с точкой посередине, около нее указывают время и пройденный путь.

Условные обозначения на картах при ведении навигационной прокладки

Обсервацияв навигации совокупность практических действий по определению местоположения судна

Оформление линий курсов и частичный подъем карты:

-7
-8
-9

Программы для навигации:

ТОП приложений для навигации в яхтинге на мобильных устройствах. | WIND-SAIL

Оглавление интернет-конспекта

Права ГИМС: интернет-конспект
тюлилихум ааухуМ7 февраля 2022

#ГИМС #парус #яхтинг #экзамен #самообучение #права гимс #gims #море