Найти тему

ГОД 2023: ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК

ГОД 2023: ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК

Бюджет на следующие три года представлен в Госдуму без изменений последних дней. Как организационного, так и экономического профиля. По утверждению исполнительных органов запас прочности велик. В то же время для покрытия дефицита бюджета может потребоваться дополнительный выпуск федеральных облигаций. В отличии от утвержденных не обеспеченный и не подкрепленный. Так где же истина? Попробуем разобраться.

Правительство уже не будет корректировать ни статьи бюджета, ни отменять «защищенные» строчки, ни составлять новый «бюджетный» прогноз. Очевидно, что события последней недели и их последствия неизбежно внесут изменения, возможно, даже в его базовые предпосылки. Это частность. Общее. Неопределенность такова, что оценить сколько-нибудь точно практически невозможно. Ни новые санкции, ни валютную выручку от цен сырьевого экспорта, ни возможности работы платежных систем, ни эффект от оперативно принятых АНТИКРИЗИСНЫХ действий, параллельного импорта и создания технологического суверенитета. Правительство будет использовать расширенные полномочия, которыми его наделили в пандемийный год и сохранили на текущий и предстоящий.

Средства Фонда национального благосостояния, основного источника покрытия бюджетного дефицита, планируется начать расходовать в декабре текущего года. Однако названные элементы неопределенности, особенно текущие частичная мобилизация и утечки в «Северных потоках», могут этот срок существенно приблизить.

Указанные в бюджете резко увеличенные налоги с сырьевых бизнесов будут зависимы от международной конъюнктуры. Мировой спад производства, отказ от Российских энергоносителей, непредсказуемость потребления сырьевых продуктов вносят сумбурное понимание этой доходной строчки.

Нет согласия с работодателями и профсоюзами по размеру увеличения страховых взносов. Практически на четверть. Ощутимо «болезненно» для каждого предприятия. Понятно, что сегодняшнее противление решению правительства носит и знакомый «элемент торговли», получения преференций.

Альтернативой использованию средств ФНБ служит зафиксированные в бюджете заимствования в виде облигаций федерального займа. Но в бюджете жестко зафиксированы выпуски до 2,5 триллионов рублей. Но правительство справедливо предполагает дополнительный выпуск ещё на один триллион рублей. Минфин сам подчеркивает, что с этим инструментом надо действовать «Очень внимательно». Деньги ОФЗ намного дороже при размещении, чем средства из «кубышки», ФНБ. Но кардинальное отличие от прежних выпусков, даже в пандемийном году, в обеспеченности выпуска.

Реально предстоящие выпуски будут не что иное , как рублевая эмиссия Банка России. Что такое рублевая эмиссия, известно уже с 1991 года. Своебразный «запуск печатного станка», выпуск новых денег. Предыдущие выпуски формировались Минфином путем передачи Банку России валюты для продажи на рынке, конвертации и оборачиваемости в виде ОФЗ. Заморозка валютных резервов сводит «к нулю» зеркальную ликвидность операции. Минфин уточняет, что «стерилизация рублевой ликвидности, в том числе и по ОФЗ», задача ЦБ РФ.

Проект «План А» отмечает крайнюю непредсказуемость конечного вида бюджета. Отрадно, что он есть. АНТИКРИЗИСНЫМ выглядит и финансирование потребностей «с колес».