Найти тему

Антикризисная стратегия: что делать малому и среднему бизнесу в текущих условиях

У малого и среднего бизнеса проблем всегда было достаточно, а сейчас и подавно: закон о маркировке рекламы, который вступил в силу 1 сентября; риски потерять ценные кадры из-за мобилизации, спад покупательской способности, да и в целом, ощущается некое замирание на рынке после 21 сентября.

Самое главное, о чем стоит помнить малому и среднему бизнесу в любой кризис, что это время возможностей. И в этом смысле текущий кризис не исключение, скорее даже наоборот, дает больше уникальных преимуществ.

А для этого надо уметь быстро адаптироваться, потому что волна экономической трансформации уже запущена. Клиенты, сотрудники, партнеры на ходу меняют стратегии и свое поведение. И на это надо реагировать и очень быстро.

Что делать бизнесу прямо сейчас?

Расширить маркетинг. В условиях кризиса любые рынки всегда сжимаются, это естественно. Поэтому сейчас как никогда раньше важно сместить фокус в маркетинговой стратегии с выживания и экономии на тотальное расширение. Огромное количество иностранных компаний уходят с отечественного рынка, освобождая целые ниши. Задача найти и завоевать любовь их клиентов.

Где брать деньги на это малому бизнесу, когда каждая копейка в хорошее-то время на счету?

Сократить расходы. Поиграйте в игру, представьте, что у вас затопило офис, уволился тот или иной сотрудник и т.д. Не нанимайте на место уволившегося сотрудника нового, не ищите другой офис, попробуйте обойтись без этого. Такая тактика позволит сократить часть неэффективных расходов и сохранить лучшую часть команды. Закройте неприбыльные направления, сделайте упор только на высокомаржинальных продуктах. Посчитайте P&l отчет, разберитесь EBITDA.

Поискать нововведения и различные программы поддержки. Крупные площадки дают бонусы и хорошие скидки малому бизнесу на первый запуск.

Внедряются новые инструменты: попробуйте недорогую рекламу в Дзене и РСЯ через Я.Промостраницы; настройте ретаргетинг в динамических объявлениях Директа для возвращения тех, кто уже был на вашем сайте; выходите на маркетплейсы, попробуйте рекламу в MyTarget. Усильте SEO. Сейчас, когда с первых строчек поисковой выдачи уходят крупные бренды, на их место попадают средний и малый бизнес, а это прямой путь к сердечку клиента. Главное, найти правильного эксперта, который поможет внедрить все это у вас и не падать духом!

Помните, победит не сильнейший, а тот, кто умеет быстро адаптироваться.