Мы делили апельсин.
Много нас, а он один!
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда!
Помните, эту замечательную песенку. Рано или поздно перед любой мамой встает вопрос – как научить ребенка делиться? А когда в семье двое и больше детей, этот вопрос еще актуальней.
Читайте дальше и вы узнаете, что необходимо сделать перед приходом гостей и как решить ситуацию, когда дошкольники не могут поделить игрушку.
Прежде всего, взрослые должны понимать, что не всегда ребенок обязан делиться своими личными вещами. Игрушки, сладости, подарки – это территория личного пространства малыша. Это то, что принадлежит ему, и только он решает, готов ли он этим поделиться.
Общие рекомендации:
Не принуждайте дошкольника делиться силой. Едва ли вы научите малыша делиться, если силой отнимите его игрушку и передадите ее другому ребенку. Когда взрослый применяет силу, он учит ребенка поступать так же, как делает сам.
Не называйте ребенка «жадиной». Если хотите, чтобы он поделился, убедитесь в том, что он готов это сделать и ненавязчиво помогите ему: «Ты же у меня щедрый!».
Поддержите малыша в принятом решении. Если он не смог отдать на время дорогую (новую) для себя игрушку, скажите: «Я бы то же на твоем месте так поступила!» или «Какой ты молодец, он обязательно тебе вернет медвежонка, вот только немного поиграет и вернет!». Встаньте на его место, ведь вы не отдадите ключи от своей машины на время соседу, потому что его машина сломалась. Помните, что ребенку может не понравится тот, с кем надо поделиться. Не бойтесь быть плохими в чужих глазах, отстаивайте интересы собственных детей. А чужому ребенку можно объяснить ситуацию так: «Ты знаешь, он не готов поделиться с тобой этой машинкой, но может дать тебе другую».
Как сформировать великодушие
Личный пример. Если кто-то попросил одну из ваших вещей и вы поделились, обратите на это внимание ребенка. Пусть это будет воспитательным моментом: «Мама поделилась рецептом с тетей Светой». Подкрепляйте слова действиями, это очень убедительно. Предложите ребенку: «Хочешь, я поделюсь с тобой вареной кукурузой?», «Иди к нам, мы подвинемся», «Хочешь откусить от моего пирога?».
Меняемся. Когда один ребенок хочет игрушку (или что-то другое) второго, а второй не хочет отдавать, то предлагаем им поменяться. Скажите: «Что мы можем предложить? На что поменяться?». Если ребенок еще маленький и сам варианты предложить не может, подскажите ему. Потом достаточно просто напомнить: «Дети, поменяйтесь». Ребенку проще дать поиграть свою игрушку, если он получит взамен другую.
А папе? Например, когда папа на работе, а вы в это время собираетесь что-то есть (даже не важно что), обязательно оставьте порцию для папы. Вы наливаете детям борщ. И говорите: «Папе тоже борщ оставим. Он вечером с работы придет, и мы его накормим». Вы купили килограмм клубники. Возьмите большую горсть ягод и скажите детям: «Давайте и папе оставим клубники, он будет рад вечером ее съесть». Если старший ребенок в садике, а младший дома с вами ест эту вкусную ягоду, оставьте и для старшего: «Давай оставим клубники и для твоего братика, он очень ее любит». Так мы учим детей думать не только о себе, но и о других близких людях, которых сейчас нет рядом.
Когда дети делятся сами, по своему желанию, хвалите их. И обязательно обращайте внимание на случаи, когда ребенок сам по своему желанию поделился. «Спасибо, что поделилась! Мне очень приятно». «Здорово, что ты поделилась с братом пластилином, смотри, как он рад».
К приходу гостей готовимся заранее. Перед тем, как придут в гости другие дети, обсудите с вашими детьми, во что они будут играть с друзьями. Если дети маленькие, то подумайте об этом сами и подскажите. Вместе с ребенком уберите игрушки, из-за которых возможны конфликты. Например, у сына появился новый автомобиль, которым он не готов поделиться, значит, убираем его в недоступное место.
Попеременное владение. Использование таймера помогает решать споры из-за игрушки. Маша и Ваня серьезно ссорятся из-за игрушки. С помощью считалки вы определяете, кто первым будет играть в нее. Затем устанавливаете таймер, песочные часы особенно хороши, потому что дошкольник наглядно видит время, которое отведено каждому из них. Две минуты - достаточное время для маленьких детей. Старших можно попросить подождать подольше. Когда время истечет, игрушка переходит к другому ребенку на то же время. Помогите Ивану передать игрушку Маше. Может потребоваться несколько таких циклов прежде, чем ребенок станет отдавать игрушку, улыбаясь и зная, что она опять вернется к нему.
Если этот метод не действует, используйте волшебные слова: « Кукла устала, ей надо немного отдохнуть». Уберите ее в шкаф и объясните, что игрушка останется там, пока они не захотят совместно пользоваться ею. Со временем дети поймут, что лучше пользоваться игрушкой совместно, чем утратить ее совсем. Они будут учиться сотрудничать, при этом выигрывает каждый.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Пишите в комментариях, какими способами вам удается решать подобные ситуации, делитесь опытом!
Похожие статьи: