Найти в Дзене
Довод

Школа без раздора, или Как остановить травлю

Оглавление

Детский буллинг - острая проблема для общества. Можно ли его избежать или зарубить на корню? Это нелёгкая, но выполнимая задача. Для её решения необходимо вести работу по всем фронтам: дома, в детском саду и школе. Заниматься воспитанием и просвещением ребят, своим примером показывать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Взрослые обязаны научить подрастающее поколение разумно выходить из конфликтов и правильно выстраивать взаимоотношения в коллективах.

Фото Андрея Лисовского
Фото Андрея Лисовского

Не молчать!

- Вы когда-нибудь сталкивались с буллингом? Переживали унижения и преследования? - спросила меня Инна, мама Глеба. - Я - нет. Тема травли казалась далёкой до тех пор, пока не коснулась моей семьи. После переезда в другой район города сын пошёл в новую школу. И началось… Одноклассники его не приняли. Прятали учебники, забирали карманные деньги, пачкали вещи, обзывали, высмеивали, угрожали в социальных сетях, создавали «фотожаб»... Глеб-хлеб - самое безобидное из тех прозвищ, что прилепили сыну. Оно буквально стало клеймом. У нас доверительные отношения, но первое время ребёнок не говорил о том, что происходит в классе. Когда выяснилось, в чём дело, я начала бить в колокола.

- Буллинг нужно останавливать, - говорит педагог-психолог Марина Соснина. - Взрослые обязаны вмешиваться в решение этой проблемы. Сами дети ситуацию не исправят. Необходимо разговорить ребёнка, подвергающегося травле. Да, это непросто. Несовершеннолетние часто боятся поднимать данную тему. Учителям в таких ситуациях тоже бывает сложно. Порой даже очень хорошие педагоги разводят руками: «Мы не знаем, что делать…»

Ребёнку, столкнувшемуся с буллингом, необходимо выговориться. Нужно объяснить, что он не должен молчать, донести: травля - это не стыдно и не зазорно. Внимательно выслушав, следует перейти к действиям. Не стоит ждать, что ситуация улучшится сама.

Ябеда-Корябеда

- Вначале я пыталась решить проблему мирно, старалась достучаться до родителей агрессоров, - продолжает Инна. – Но меня не услышали. Кто-то из мам-пап встал на нашу сторону, но были и те, кто считал, что Глеб сам виноват. Только я не понимала, в чём именно. Он точно такой же, как одноклассники, почему его должны травить? Отец одного из ребят заявил, что сын - слабак и наговорщик, ему следует научиться самому решать такие проблемы.

Марина Соснина отмечает: взрослым следует отличать буллинг от конфликта. Так, в случае последнего обе стороны несут одинаковую ответственность за то, что происходит в их отношениях, и могут вместе влиять на ситуацию. Травля же - повторяющиеся действия, направленные на причинение человеку страданий. У конфликта есть причина, у буллинга её нет.

- Некоторые родители считают: если над ребёнком подтрунивают, то он самостоятельно должен справиться с данной проблемой, - отмечает педагог-психолог. - От членов семьи часто можно услышать: «Зачем ты ябедничаешь? Я не хочу вырастить из тебя маменькиного сынка и в будущем вмешиваться по каждому случаю». Или: «А ты постарайся заслужить симпатию обидчика, расположи к себе, договорись». Могут дать и такой совет: «Ну, игнорируй, не обращай внимания, тогда он от тебя отстанет». И, пожалуй, классический вариант: «Так ты сам виноват, ищи причину в себе, с тобой что-то не так». Отцы вообще любят говорить так: «Дай отпор. Будь сильнее, пойди и всем наваляй». Родители просто не понимают, что ребёнок, который является объектом травли, часто не в силах противостоять этому напору. Все их советы в данном случае бездейственны.

Специалист подчёркивает, что при буллинге страдает не только тот, над кем издеваются, но и дети - свидетели происходящего. Для них травля с одной стороны становится нормой, а с другой – ребята боятся оказаться на месте того, кого обижают. Не проходит это бесследно и для агрессора: в его сознании искажается реальность, из-за чего в будущем выстраивать отношения в коллективе и семейной жизни будет сложно.

Мирись-мирись-мирись

- Я сделала скрины всего, что писали «доброжелатели» Глебу в мессенджерах и соцсетях. Каждый факт издёвок был задокументирован, - продолжает Инна. - Составила заявление о происходящем в школе, приложила собранные доказательства и отправила руководству учебного заведения, в управу района, где живём. Процесс по решению нашей, как мне кажется, общей проблемы пошёл. Было организовано собрание, на котором присутствовали родители буллеров, классный руководитель, психолог, директор школы, председатель Управляющего совета и представитель Департамента образования. Провели встречу детей с инспектором по делам несовершеннолетних. Она нашла к ним подход. С самыми активными задирами общалась несколько раз. Перед Глебом в итоге извинились, издёвки прекратились. Буллинг мы побороли! Это был непростой, но важный опыт и для нас, и для школы. Сейчас в ней создана служба примирения. Сын думает стать там волонтёром. Хочет помогать детям, столкнувшимся с травлей. Он как-то сказал: «Мам, у меня одно желание: чтобы никто и никогда не почувствовал то, что пришлось испытать мне».

Школьная служба примирения (ШСП) - это своеобразный стол переговоров, за которым обсуждаются и совместными усилиями решаются сложные вопросы. Она призвана помочь в достижении компромисса, найти путь сотрудничества между конфликтующими независимо от возраста и занимаемого статуса.

Сегодня такие организации созданы в 400 школах Москвы. В будущем планируется открыть их во всех учебных заведениях столицы. Разрешать разногласия помогают волонтёры - сами ученики старше 14 лет и учителя. Во главе ШСП стоит педагог-куратор.

- Главная задача служб примирения - сформировать психологически безопасную среду, - отмечает Нина Середенко, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. - Для этого применяется восстановительный подход, в основе которого уважительное отношение к участникам конфликта. Он позволяет каждому высказаться и предложить свой выход из ситуации.

Руководитель Московской городской службы примирения Антон Коновалов отмечает: важно, чтобы зачинщик осознал, как его действия влияют на других людей. Обидчик должен понять, что пострадавшие испытывают страх, их не покидает ощущение вражды, угнетает необходимость терпеть насмешки окружающих, они боятся выйти на улицу.

- Пусть дети после разрешения конфликта не станут друзьями, но в будущем обойдутся без подобных ситуаций, - подчёркивает он.

Антон Коновалов поясняет, что только в этом учебном году многие ШСП провели по четыре и более программ примирения. Образовательные учреждения, имеющие многолетний опыт медиации, стали опорными площадками.

- При поддержке Департамента образования и науки города Москвы мы проводим в школах вебинары, супервизии, консультируем педагогов и психологов, - говорит он. - Разработали методические материалы и курс видеолекций. Наши специалисты выезжают в учебные заведения для оказания помощи в решении сложных конфликтов.

Признать проблему

Психологи говорят о том, что большинство взрослых психологических трудностей зародились в детстве - в дошкольные годы и в первых классах. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 2 % респондентов столкнулись с травлей в возрасте 3-6 лет, 10 % - в 7-10 лет, каждый четвёртый встречал примеры агрессивного поведения в 11-14 лет, каждый пятый - в 15-17 лет.

- Буллинг в школах был всегда, - подчёркивает педагог-психолог Марина Соснина. - Просто не все случаи предавались огласке. Зачастую взрослые - как педагоги, так и родители - не знают, что делать, когда ребёнок становится объектом травли. Они теряются. А некоторые мамы и папы вообще не догадываются о происходящем с сыном или дочкой.

Не все образовательные организации готовы признавать факты буллинга. Последствия такого безразличия могут быть трагическими. Борьба с травлей начинается с повышения осведомлённости работников учебных заведений и выведения проблемы из тени.

- Наверняка вам знакома такая ситуация: стоят ребята и перебрасывают шапку между собой, а от одного к другому бегает мальчишка и пытается её забрать, - приводит пример Марина Соснина. - Взрослые, в том числе педагоги, часто думают: дети так развлекаются. Но одно дело, когда сегодня бросали мою шапку, завтра - твою, а послезавтра - ещё чью-то. Да, в таком случае можно подумать, что это игра. Но если подобное происходит каждый день в отношении кого-то одного, - повод задуматься.

По мнению психологов, буллинг, особенно в детском саду, чаще всего происходит с подачи взрослого. Дошкольники могут ссориться, но в столь юном возрасте у них нет сознательного желания исключить кого-то из коллектива. Если воспитатель прививает ребятам правила разумного общения, они активно им следуют. Но стоит ему выделить кого-то с отрицательной стороны, к примеру, постоянно подчёркивать медлительность малыша, дошкольники моментально это подхватят. Поэтому в детском коллективе ответственность за здоровые взаимоотношения несёт именно взрослый. Однако воспитателю уследить за всем практически невозможно из-за элементарной нехватки времени.

- Педагоги буквально погрязли в отчётах, - отмечает советник уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка Роман Чуприков. - Это выявил мониторинг школьных служб медиации ещё в 2020 году.

Лучше предотвратить

- Профилактика травли несовершеннолетних возможна при осуществлении воспитательного процесса в образовательных учреждениях, обучении детей бесконфликтному поведению, организации работы по формированию доверительных детско-родительских отношений, применении медиативных технологий в разрешении конфликтов, - делится мнением заместитель начальника ГУОООП МВД России генерал-майор полиции Вадим Гайдов. – Сотрудники полиции во взаимодействии с представителями заинтересованных ведомств участвуют в работе по предупреждению насилия среди учащихся.

По словам Вадима Борисовича, случаи буллинга чаще всего отмечаются в начальных и старших классах школы. Преимущественно травле подвержены учащиеся из малообеспеченных семей, имеющие особенности внешнего вида либо развития. Неподобающему поведению подростков предшествуют затяжные негативные межличностные отношения, которые развиваются на глазах сверстников, педагогов и родителей. Отмечаются факты разжигания конфликтных ситуаций в сети Интернет.

- Причинами такого положения являются дефицит знаний у несовершеннолетних об этике ненасилия, участия родителей и педагогов в воспитании, а также отсутствие доверительных отношений в семьях, - поясняет Вадим Гайдов.

С целью предупреждения буллинга в подростковой среде проводятся различные информационные мероприятия.

- В 2021 году сотрудниками органов внутренних дел в учебных заведениях, местах отдыха и оздоровления детей проведено 805,6 тыс. лекций и бесед, организовано 83 тыс. выступлений на родительских собраниях, в СМИ размещено и опубликовано более 53,1 тыс. информационных материалов, в том числе об ответственности за причинение вреда путём травли и унижения человеческого достоинства, - рассказывает Вадим Борисович. - В регионах отмечается положительная практика организации «Единых дней профилактики», в ходе которых разъяснительную работу с подростками проводят представители ведущих подразделений: уголовного розыска, УУП, ПДН, следствия и дознания.

Взрослые и дети

Законодательно обязанность по созданию безопасных условий для несовершеннолетних в коллективах возложена на учебные заведения. Безусловно, педагоги должны сызмальства формировать положительное отношение ребят друг к другу. Но нельзя забывать про влияние родителей. Оно первоочередное.

По мнению психологов, воспитание - всему голова. Характер взаимодействия взрослых и детей имеет ключевое значение. Если отношения пронизаны теплотой, заботой, уважением и отзывчивостью, цветы жизни вырастают интеллектуально и социально развитыми, умеющими грамотно выстраивать коммуникацию.

Академик РАО Шалва Амонашвили убеждён: воспитание - это не оценки в школе. Приучать ребёнка к страху ошибок и гнаться за формальностями - недочёт многих родителей. За пределами учебного заведения никто не ставит отметок. Человеческие качества баллами измерить нельзя.

Для того чтобы избежать буллинга в детских коллективах, педагогов и воспитателей необходимо учить возрастной психологии и навыкам разрешения конфликтов. В своей работе они должны придерживаться с одной стороны дружелюбно-уважительной, а с другой - нейтральной позиции в общении с ребятами. Нельзя делить их на «любимчиков» и «изгоев». Не менее важным фактором создания благоприятных условий как в детском саду, так и в школе является количество ребят в группе (классе) и квалификация специалиста, работающего с ними.

Психологи уверены: родителям, воспитателям и педагогам следует проверять любую информацию о проявлении травли в коллективе несовершеннолетних, быть внимательнее к ребятам и обязательно помогать и разрешать конфликты. Взрослые обязаны предупредить и предотвратить агрессию. В данном случае не имеет значения, где она проявляется и кем выявлена - школьной службой примирения, родителем или педагогом. Важно одно - не допустить её разрастания.

***

Если вы обеспокоены поведением своего чада или узнали, что его травят, откровенно и спокойно поговорите с ребёнком. Внимательно выслушайте, уточните все детали. Помните! Буллинг - это очень болезненно, проявите сочувствие.

Порой детям непросто делиться своими переживаниями, и от реакции родителей напрямую зависит, насколько открытой и искренней будет беседа. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне, обговорите ваши дальнейшие действия.

Не стоит ждать, что ситуация разрешится сама. Увы, этого не произойдёт. Нужно действовать! Первым делом сообщите в школу о проблеме. Дайте понять коллективу учреждения, что вы надеетесь на помощь и поддержку.

Если ребёнку нанесли физические травмы, обязательно засвидетельствуйте их в травмпункте и обратитесь в правоохранительные органы. Будьте в постоянном диалоге с чадом и учебным заведением! Если не нашли понимания в школе - идите в вышестоящую организацию. Все претензии и вопросы оформляйте письменно.

***

НА ЗАМЕТКУ

Мифы о буллинге среди несовершеннолетних, которым не стоить верить:

  • Травля среди детей - редкое явление.

Встречается она довольно часто. Если агрессии нет в вашем классе, это не значит, что её не существует вовсе.

  • Насилие в школах в больших масштабах появилось только в последние годы.

Буллинг существовал всегда. Изменились лишь его формы. Раньше издевательства были вербальными, физическими и социальными. Сейчас появился новый вид - киберзапугивания. Пережить их ребёнку сложнее.

  • Жертвами травли становятся слабые дети.

Безусловно, чаще всего буллить начинают тех, у кого есть какие-то особенности поведения и эмоционального реагирования. Но это не показатель. Ощутить на себе агрессию может любой ребёнок.

  • Буллеры - дети с низкой самооценкой, а также те, кто плохо контактирует со сверстниками.

Как правило, в действительности всё совсем наоборот.

  • Буллинг возможен лишь в коллективе у слабого педагога.

В классе или группе у любого учителя, воспитателя могут обнаружиться факты эмоционального и физического давления. Правильно ли он на них отреагирует - другой вопрос.

*

Читайте также ⬇️

Ядовитое рабство: как не попасть в капкан зависимости
Стать богатым просто. Поможет тренинг роста

***

Ставьте "Лайк", если понравилась статья.

Это помогает каналу развиваться и даёт мне стимул создавать новые материалы!

Подписывайтесь! Рада каждому из вас.

Впереди много интересного.

***

Спасибо за уделённое время.

До новых встреч на канале!

Искренне,

Ваша Tati

#буллинг #буллингвшколе #школа #дети #родители #взаимоотношения #психология #проблема