Досталось Басилашвили и от Андрея Мягкова. В сцене, когда Новосельцев даёт пощёчину Самохвалову, в его кабинете было огромное количество дублей.
Всё потому, что Мягков никак не мог дать убедительную пощёчину Басилашвили. Как вспоминал сам Басилашвили, в момент удара рука Мягкова тормозила, и получался не удар, скорее толчок в лицо.
Мягкова уговаривали всей съёмочной площадкой отвесить убедительную пощёчину. Басилашвили уговаривал Мягкова ударить его и убеждал его, что он не обидится.
Дубль следовал за дублем. В результате что-то Андрея Мягкова разозлило, и он залепил такую плюху Олегу Басилашвили, что его удивление, которое мы видим в фильме, совершенно искреннее.
Он попросту не ожидал удара такой силы. Что тут сказать. Сам напросился. Вообще, элементов импровизации в фильме огромное множество.
Например, сцена, где секретарша Верочка учит свою начальницу женственной походке, является импровизацией Фрейндлих и Ахеджаковой, которым были предложены обстоятельства и был дана "вольная" для работы в кадре.
Также, когда Новосельцев роняет лошадь, купленную для юбилея сотрудника статистического учреждения, а также импровизация. Вообще, по сценарию ронять лошадь не предполагалась.
Но когда Мягков попытался поставить лошадь на стол, у того предательски подломилась ножка, и Мягков повалился вслед за реквизитом.
Вся остальная сцена до появления Шуры с известием о смерти Бубликова - импровизация Мягкова и Фрейндлих, которая подхватила идею своего партнёра и очень органично вписалась в этот эпизод.
Также нельзя обойти стороной сцену, когда Новосельцев приходит домой к Калугиной. По словам Рязанова, сцену долго репетировали, но получалась не то, что задумал Рязанов.
В результате он сказал Мягкову и Фрейндлих: Суть сцены вы знаете, текст забудьте. Придумывайте дальше сами. Абсолютно вся сцена, включая монологи дома у Калугиной - это импровизация двух гениальных актёров.
В сцене, когда Шура жалуется секретарше Верочке, что её сослали в бухгалтерию, то реплика Ахеджаковой "да на тебе пахать надо" была ей произнесена в качестве шутки.
Тем не менее сцену оставили без изменений. Рязанов настолько отпустил вожжи, что в результате всех импровизаций к концу съёмок было отснято такое количество материала, которого хватило бы на 3 части вместо двух.
К сожалению, пришлось избавляться от целых сцен, а то и персонажей, чтобы уложиться в хронометраж. Однако из общего объёма фильма взяли те бесценные кадры, которые сделали этот фильм таким узнаваемым.
Конечно нельзя обойти стороной песни, которые мы слышим в фильмах, ведь они стали своеобразной визитной карточкой своего времени.
Стихи для песен Рязанов отбирал лично, а стихи к песне "У природы нет плохой погоды" написал сам.
Причём из опасений, что композитор Андрей Петров из уважения к нему не сможет объективно сказать ему, хорошие это стихи или нет, изначально сказал, что это стихи английского писателя конца VII - начала VII века Уильяма Блейка.
И только после того, как была написана музыка, сознался в авторстве своих стихов.
Можно ещё многое написать про этот гениальный фильм. Остаётся загадкой, как Рязанову удалось снять такой фильм, от которого веет таким теплом и добротой.
Монологи, внешняя обстановка, песни настраивает зрителя на волну радости и грусти одновременно. Ты каждый раз и сопереживаешь персонажам фильма, и смеёшься над теми ситуациями, в которые попадают главные герои. Из раза в раз.
И почему то никогда не надоедает. Наверное, секрет заключается в том, что каждый зритель находит в фильме отголоски своей собственной жизни, ситуаций, в которые он попадает, тех людей, с которыми он встречается, тех ощущений, которые он переживает в течении своей жизни.
Может изменилось время и декорации, но суть человеческой природы осталась неизменной.