Так и не попав этим летом на выставку бонсай, я решила в принципе посмотреть информацию о подобных выставках, проходящих в нашей столице. Оказалось, что с 2009 года постоянно действующая выставка бонсай в Москве работала на ВДНХ (ВВЦ) вплоть до 2012 года. Начиная с 2015 несколько осеннее-зимних выставок было организовано в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород». А весенние, напротив, проходили в здании старой Фондовой оранжереи Главного ботанического сада Москвы.
Естественно, я узнала, что в большинстве случаев демонстрировались деревья из коллекции мастера Валерия Пител. В статье использованы фотографии работ бонсай Валерия Пител, сделанные во время выставок, проходивших в «Аптекарском огороде».
Этот мастер организовал уже множество выставок. Это и постоянная выставка на ВДНХ (2009-2012 гг.) В 2018 году в Главном ботаническом саду имени Н.В. Цицина Российской академии наук проходила его выставка «Весна в миниатюре». Еще три выставки работ бонсай Валерия Пител проходили в «Аптекарском огороде». Выставка 2014 года «Мир в глиняной плошке» получила Золотой диплом в номинации «Лучший объект средового дизайна» на VI Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. На выставке демонстрировались около 100 деревьев мастера. В 2017 году состоялась выставка «Искусство бонсай». А на выставке 2020 года «Экспозиция бонсай и суисеки» были представлены около 20 работ Валерия Пител и коллекция суйсеки Георгия Мнацаканова.
Отсмотрев десятки статей и сотни фотографий, с благодарностью и извинениями, что не смогу указать авторство каждой фотографии, приведенной здесь, я поняла, что каждая выставка – это грандиозные «гастроли» для бонсай. Они переезжают из города в город, из страны в страну. Они получают «новые костюмы» - плошки, стрижки, паспорта – таблички. Для них продумываются «мезансцены», специально ставится свет.
И вот, настает время дневного или вечернего спектакля, неважно. Каждый посетитель-зритель как в настоящем театре смотрит на действо, задуманное режиссерами, участвует в общем замысле, но переживает что-то свое, унося в сердце собственную искорку.
А деревья-актеры играют свою заданную роль – удивляют, восхищают, поражают, заставляют думать… Они «поворачиваются» к каждому зрителю, бродящему по лабиринту выставки, или перемещающему взгляд из статичного положения особенной «гранью». Глядя на одного и того же «актера» ребенок и взрослый, обычный человек или фотограф - увидят и запомнят «разные» деревья.
Актеры за время «гастролей» успевают зацвести или скинуть листья, засушить плоды или обзавестись мхом. Поэтому ежедневные «спектакли» также будут отличаться своей эстетикой. А как же приятно видеть одно и то же дерево от гастроли к гастроли (от выставки к выставке).
На примере сосны мелкоцветковой (белой японской сосны), которой около 100 лет, пытаюсь продемонстрировать эти гастрольные мульти-спектакли, которые проходили перед глазами посетителей двух различных выставок в «Аптекарском огороде» в 2017-2018 и 2020-2021 годах.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.
Смотрите на канале:
Эстетика бонсай ВКонтакте
#бонсай #bonsai #это_интересно #эстетика_бонсай #развлеченияидосуг