Скажу так: в этой статье я раскрою не только о том, на что нужно обратить внимание при выборе учебника, но и о том, какого года нужно отбирать его. Также кратко расскажу о том, почему учебники разных периодов так или иначе имеют больший или меньший объём информации. Так что читать придётся много.
При выборе книги особое внимание нужно обращать на собственное восприятие. Чем проще для Вас в начале изучении языка написана книга (то есть Вы понимаете, о чём речь и запоминаете; вас не атакует орда вопросов: "а что это?", "а откуда это?"...), тем легче будет смотреть на более сложные учебные материалы.
Внимательно изучите фонетический и письменный раздел учебника. Не повторяйте моих ошибок, махая рукой на фонетику с фразой: "и так сойдёт..." и перескакивая сразу на грамматику. А то придётся навёрстывать упущенное, как это делала я с японским.
Нижеприведённая наглядность из пары учебников покажет варианты подачи фонетической части.
Примеры того, как выглядит подача материалов из разных учебников английского, японского и немецкого языков:
Все приведённые учебники написаны 2001, 2003, 2009 годов.
Почему, собственно, такие "древние" рукописи я привела? Потому, что именно в таких могут рассказать гораздо больше, чем учебники после 2010 года (это я наблюдаю практически везде, не только в книгах по ИЯ). Разумеется, многие из них могут быть неактуальными. А чтобы проверить актуальность, - можно сравнить смысл изучаемой темы между старыми и новыми. Если совпадает - учебник актуален. Но и здесь парадокс: некоторые темы могут быть раскрыты шире, в каких-то учебниках, а в каких-то - опущены.
Если мы заглянем в учебники после 2010 года:
Выше были приведены Вам примеры того, как подаётся одна и та же тема от разных авторов разных годов. Как Вы уже заметили, большинство современных учебников просто копируют уже былое(,) и лишь изредка добавляют что-то изученное профессиональным взглядом.
Я всегда держу в арсенале учебники, начиная с 2001 года (если переиздания не было). В остальных случаях я ограничиваюсь от 2006-2007 до нынешнего года.
Принято считать, что любой учебный материал должен быть на руках не более 5 лет. Всё, что больше 5 (считая от текущего года), — устарело напрочь, неактуально (да и вообще там бред написан. Можно выбросить на помойку). Но всё же большинство учебников как раз зарождалось именно в периоды до 2010 года, и информация там - очень полезная (но не забывайте про сверку общего смысла в учебниках разного времени). Современные же, как я уже говорила, — клонируют информацию.
Теперь хочется узнать Ваше мнение:
- Какие авторы Вам более доступно объяснили фонетическую и письменную часть?
- Отдаёте ли Вы предпочтение проверенным учебникам (имеется в виду, старым)? Если нет, то почему?