Найти в Дзене
L Blog | languages & linguistics

На что стоит обратить особое внимание при выборе учебника по ИЯ для начинающих? Разбираем примеры!

Скажу так: в этой статье я раскрою не только о том, на что нужно обратить внимание при выборе учебника, но и о том, какого года нужно отбирать его. Также кратко расскажу о том, почему учебники разных периодов так или иначе имеют больший или меньший объём информации. Так что читать придётся много.

При выборе книги особое внимание нужно обращать на собственное восприятие. Чем проще для Вас в начале изучении языка написана книга (то есть Вы понимаете, о чём речь и запоминаете; вас не атакует орда вопросов: "а что это?", "а откуда это?"...), тем легче будет смотреть на более сложные учебные материалы.

Внимательно изучите фонетический и письменный раздел учебника. Не повторяйте моих ошибок, махая рукой на фонетику с фразой: "и так сойдёт..." и перескакивая сразу на грамматику. А то придётся навёрстывать упущенное, как это делала я с японским.
Нижеприведённая наглядность из пары учебников покажет варианты подачи фонетической части.

Примеры того, как выглядит подача материалов из разных учебников английского, японского и немецкого языков:

Из Minna no nihongo I. Описана фонетическая и частично письменная в начале.  Этот учебник даётся с трудом для многих начинающих. Поэтому его лучше читать вместе с наставником или уже с определённым уровнем знаний.
Из Minna no nihongo I. Описана фонетическая и частично письменная в начале. Этот учебник даётся с трудом для многих начинающих. Поэтому его лучше читать вместе с наставником или уже с определённым уровнем знаний.
Оттуда же. Однако в этом учебнике не указано правописание, а сразу наступает грамматика. Ещё одна фобия для начинающих.
Оттуда же. Однако в этом учебнике не указано правописание, а сразу наступает грамматика. Ещё одна фобия для начинающих.

Так подана фонетическая часть у Нечаевой. Учебник 2001 года. Обычно с него начинают сразу же те, кто учит самостоятельно.
Так подана фонетическая часть у Нечаевой. Учебник 2001 года. Обычно с него начинают сразу же те, кто учит самостоятельно.
Так Нечаева разложила письменность.
Так Нечаева разложила письменность.

Так выглядит первая страница первого урока немецкого языка. Автор: Камянова Т.
Так выглядит первая страница первого урока немецкого языка. Автор: Камянова Т.
Та же книга, тот же автор.
Та же книга, тот же автор.
А так объясняет фонетику немецкого автор Богданов А.В. И несколько погодя он начинает с числительных, а не с простых слов. Хорошо это или плохо - не могу сказать, так как встречаю данный подход впервые. Но я начала изучать немецкий именно с него.
А так объясняет фонетику немецкого автор Богданов А.В. И несколько погодя он начинает с числительных, а не с простых слов. Хорошо это или плохо - не могу сказать, так как встречаю данный подход впервые. Но я начала изучать немецкий именно с него.
-8
Так начинается урок английского языка с британским акцентом. Авторы: Н.А. Бонк, И.И. Левина.
Так начинается урок английского языка с британским акцентом. Авторы: Н.А. Бонк, И.И. Левина.

Все приведённые учебники написаны 2001, 2003, 2009 годов.

Почему, собственно, такие "древние" рукописи я привела? Потому, что именно в таких могут рассказать гораздо больше, чем учебники после 2010 года (это я наблюдаю практически везде, не только в книгах по ИЯ). Разумеется, многие из них могут быть неактуальными. А чтобы проверить актуальность, - можно сравнить смысл изучаемой темы между старыми и новыми. Если совпадает - учебник актуален. Но и здесь парадокс: некоторые темы могут быть раскрыты шире, в каких-то учебниках, а в каких-то - опущены.

Если мы заглянем в учебники после 2010 года:

-10
Этот учебник 2019 года. Автор: Н.Г. Румак. Так раскрывает нам фонетическую часть.
Этот учебник 2019 года. Автор: Н.Г. Румак. Так раскрывает нам фонетическую часть.
-12
-13
-14
А так - письменность.
А так - письменность.
Этот учебник 2018 года. Автор: Майдонова, С.В. Сразу натыкаемся на содержание.
Этот учебник 2018 года. Автор: Майдонова, С.В. Сразу натыкаемся на содержание.
-17
-18
-19
Так описывает фонетику автор А. Михаленко по немецкому языку. Год - 2014
Так описывает фонетику автор А. Михаленко по немецкому языку. Год - 2014

Выше были приведены Вам примеры того, как подаётся одна и та же тема от разных авторов разных годов. Как Вы уже заметили, большинство современных учебников просто копируют уже былое(,) и лишь изредка добавляют что-то изученное профессиональным взглядом.

Я всегда держу в арсенале учебники, начиная с 2001 года (если переиздания не было). В остальных случаях я ограничиваюсь от 2006-2007 до нынешнего года.

Принято считать, что любой учебный материал должен быть на руках не более 5 лет. Всё, что больше 5 (считая от текущего года), — устарело напрочь, неактуально (да и вообще там бред написан. Можно выбросить на помойку). Но всё же большинство учебников как раз зарождалось именно в периоды до 2010 года, и информация там - очень полезная (но не забывайте про сверку общего смысла в учебниках разного времени). Современные же, как я уже говорила, — клонируют информацию.

Теперь хочется узнать Ваше мнение:

  1. Какие авторы Вам более доступно объяснили фонетическую и письменную часть?
  2. Отдаёте ли Вы предпочтение проверенным учебникам (имеется в виду, старым)? Если нет, то почему?