Найти тему

Плащаница. Экспонаты новой выставки к юбилею музея

В 2022 году Иркутский областной краеведческий музей им. Н.Н. Муравьева-Амурского отмечает юбилей - 240 лет. К этой серьезной дате сотрудники музея готовят ряд мероприятий и выставок. Одним из таких подарков музея своим посетителям станет экспозиция «Свет невечерний. Выставка для верующих и неверующих», которая начнет работать с 15 октября 2022 г. в экспозиционном отделе «Окно в Азию» (г. Иркутск, 130 квартал, ул. 3-го Июля, 21А)

На ней можно будет познакомиться с уникальной коллекцией церковного искусства из фондов музея. Многие предметы будут выставлены впервые. Уже сейчас мы начинаем знакомить вас с самыми интересными экспонатами этой выставки. И сегодня расскажем о плащанице, изготовленной монахинями женского Знаменского монастыря в конце XIX века.

В году есть несколько особенных, важных для христиан дней, когда вспоминаются крестные страдания Христа. В такие дни в каждом православном храме можно увидеть плащаницу (по древнерусски - саван).

-2

Это полотнище из дорогой ткани символизирует погребальную пелену, в которую было завернуто Тело Иисуса Христа после распятия. Иконография композиций, украшающих плащаницы, сложилась на основе евангельских текстов и рассказывает о погребении Спасителя, когда Его тело было снято с Креста и положено в гроб.

Придя к нам из Византии вместе с фреской и иконописью, плащаница стала одним из главных видов церковного художественного шитья в Древней Руси.

-3

Еще в XVII веке рукодельницы Знаменского монастыря начали применять для украшения тканных богослужебных предметов золотую и серебряную нить. Чуть позже использовали полудрагоценные камни, горный хрусталь, речной жемчуг. А к концу XVIII века благодаря активным торговым отношениям с Китаем Иркутск был обеспечен дорогими изысканными тканями – шелками, парчой, бархатом. Используя эти редкие ткани и накопленное несколькими столетиями мастерство, монахини создавали удивительные произведения церковного искусства.

На основе из малинового бархата, по центру расположено вышитое изображение лежащего во гробе Спасителя. Его окружают фигуры ангелов, апостолов и Богоматери. Поле бархатного плата расшито чередующимся рисунком виноградной лозы – символом Христовой церкви и колосьев пшеницы – символом Тела Христа. В четырех клеймах по углам изображены херувимы. Для придания трехмерного объема нужным фрагментам композиции на ткань прикреплена жесткая опора из картона или деревянного луба, поверх которой наложена вышивка. Одежды святых искусно декорированы золотой и серебряной пряденой нитью, канителью (тонкая металлическая проволока в виде спирали) и пайетками. Все лики и Тело Спасителя выполнены в технике масляной живописи по кожаной основе.

-4

В настоящее время такая иконография плащаниц встречается редко.
Ровно через неделю мы расскажем вам об очередном интересном экспонате готовящейся выставки.