Есть у меня одна давняя традиция — ездить в Кировск и гулять в Хибинах.
Прежде получалось выбираться в Хибины раз в два года, но из-за пандемии и закрытия некоторых городов области планы затрещали по швам, и так вышло, что в Кировск я приехала после четырехлетнего перерыва.
День 1. Цирк Откола
Прихватив с собой треккинговые палки, выдвигаюсь в направлении автобусной остановки, чтобы ехать до санатория «Тирвас».
За 4 года много воды утекло, нужный автобус пустили по другому маршруту. Зато от «Тирваса» к озеру Малый Вудьявр проложили отрезок гравийной дороги, вероятно, под лыжную трассу, и по ней путь теперь можно сократить на треть, без необходимости идти вдоль пыльной трассы, по которой едут машины, в том числе и тяжелые грузовики.
Сворачиваю к озеру. Дорогу пересекают ручьи, струящиеся по камням.
Вокруг озера там и тут стоят машины и палатки, да и грибников по пути попадается немало. Температура около 20 градусов, солнце в зените. В долине Малого Вудъявра кипит безмятежная жизнь.
Ручей Вудъярйок при ближайшем рассмотрении больше похож на небольшую речку. Отрог Тахтарвумчорр, к которому я направляюсь, проглядывает за деревьями.
Вот и брод через ручей. Русло — метров семь-восемь в ширину и цепочка камней, протянувшися вдоль небольшого порога.
Я уже подумываю снять обувь и перейти ручей вброд напрямик. Но кажется, что кое-где глубина будет значительно выше колен — значит, придется снимать ботинки и брюки или идти дальше в мокрых.
И тут вижу: с другого берега настречу выходит рослый молодой человек. Догадка насчет глубины подтверждается. В том смысле, что вода мне будет значительно выше колен. Спрашиваю, как лучше перейти ручей. Молодой человек оказывается так любезен, что объясняет наилучший способ перейти — по торчащим камням, не снимая ботинок, пользуясь палками для опоры.
Подходящие для моего шага камни местами расположены довольно далеко друг от друга — впору прыгать, аки горная лань. Чтобы не зачерпнуть воду голенищами, приходится делать очень широкие шаги. В итоге, я перехожу на другой берег без особых проблем.
За ручьем как будто начинается другой мир. Людей меньше, а машин нет, потому что проехать через брод можно далеко не на всякой машине. Оно и к лучшему: живописная долина Малого Вудъявра располагает к тишине и спокойствию.
Каменистая дорога огибает озеро с запада, и несколько троп уводят от неё вверх, в горы.
Два отрога хребта Тахтарпорр, которые высятся за озером Малый Вудъявр, похожи на лежащих драконов. У того, что слева, взгляд особенно суров. Этот каменный дракон, который отдыхает левее, ограничивает цирк Откола с юго-восточной стороны. К нему я и направляюсь.
Для справки:
Цирк (или кар) - форма рельефа, естественное чашеобразное углубление в привершинной части склонов гор. Цирки (кары) имеют очень крутые задние и боковые стенки, и полого-вогнутое дно.
Дорогу пересекают водопады, которые могут послужить достойной натурой для китайских пейзажей в стиле «горы и воды».
Съемка в телефоне подсказывает, что цель близка. И вот — тропа, которая взбегает по обомшелым камням, петляя между валунов и деревьев.
После непродолжительного подъема впереди открывается долина в полукольце гор. В ней, словно на дне гигантской чаши, темнеют груды камней и обломки скалы — когда-то, в древности, их притащил сюда сползающий ледник. Пологие склоны долины упираются в каменистые осыпи, которые переходят в обрывистые скалы.
В разгар северного лета цирк Откола напоминает исполинский сад камней, выстроенный самой природой.
Здесь, как обычно бывает в горах, размеры и расстояния — обманчивы, и то, что кажется мелкой осыпью, при ближашем рассмотрении может оказаться нагромождением огромных камней. Когда взгляду не с чем сравнить, ошибиться в размерах проще простого.
Каменные глыбы возвышаются над кустарником. Некоторые из них достигают 3-4 метров в высоту. Один из них виден издалека, и к нему прибиты таблички с именами и фотографиями.
Таблички установлены в память об альпинистах, погибших при прохождении маршрутов, проходящим по склонам цирка Откола. Жизнь одного из альпинистов оборвалась в ноябре 2020 года, двух других — зимой 2012 года.
Хотя Хибины — невысокие горы, едва ли не каждый год они собирают свою дань.
Прохожу через курумник. Поднимаюсь по склону. Ноги по щиколотку погружаются в мелкую сыпучку. Камни покрупнее сползают вниз, скатываются по скальному основанию. Огромные глыбы остаются внизу. Теперь они кажутся не крупнее гречичного зерна.
Скалы — те, что со стороны Малого Вудъявра выглядят как голова спящего дракона, — теперь прямо передо мной. Сколы и трещины в камне складываются в причудливые очертания: на отвесных склонах как будто проступают лица.
Этот склон, скалы и долина внизу — словно чаша, куда стекает мощь воздуха и воды. Здесь физически ощущаешь то, что в обычной жизни можно принимать или не принимать на веру — присутствие высшего начала, которое управляет твоей судьбой — одни называют его провидением, а другие богом. Здесь небо намного ближе. Во всех смыслах. Может быть, поэтому с давних времен храмы и монастыри строили в горах.
Над осыпями начинаются обтесанные древним ледником скальные выступы — «бараньи лбы». В трещинах зеленеет мох, со скал сочится вода.
Поднимаюсь по наклонной скальной плите и упираюсь в стену. Впереди — крутые скалы. Это маршрут для альпинистов, где нужны специальные навыки и снаряжение, а мне пора сделать привал.
Над гребнем горы гудит и звенит ветер. Горы поют. По отрогу хребта, ограничивающему цирк с другой стороны, бродят люди. С той стороны доносятся голоса. А здесь ощущается власть иной стихии.
Спускаюсь аккуратно, потому что мелкая сыпучка катится по скальной основе, и приходится ставить палки, чтобы не соскользнуть и не поехать по склону. "Живые" камни сползают и скатываются вниз.
По курумнику спускаться проще и комфортнее. Хорошо, что день ясный, и мох, покрывающий камни, совершенно сухой.
Спуск к озеру из долины цирка занимает куда меньше времени, чем подъем. Расслабляющая прогулка, когда не думаешь ни о чем, и любуешься тем, что вокруг тебя: цветами, небом, скалами и камнями.
Пью чай в долине ручья, наконец-то приканчиваю запасенные на день бутерброды и наслаждаюсь отдыхом.
По возвращении в гостиницу выясняется, что кроме меня и еще двух постояльцев в ней больше никто не живет. В коридорах, ведущих к кухне, темнота и тишина. Пить чай иду с фонариком.
Те ощущения, которые пришли под скалой в виде отдыхающего дракона, не отпускают меня.
Продолжение:
Хибины. День 2. Перевал Географов >>
-----------------
* Все фотографии, использованные в статье, принадлежат автору.*