День стоял солнечный, погода налаживалась, весна уже уверенно шагала по стране. Настроение было немного грустное, но принятие ситуации становилось все устойчивее. Лена поставила машину на стоянку перед забором кладбища и неторопливо направилась левее от входа. Сегодня сравнялось девять дней с тех пор, как не стало любимой бабушки. Бабуля ушла в 96 лет, несомненно, возраст она перешагнула солидный, надо сказать, победив одиннадцать лет назад заболевание почек, больше так сильно ее ничто не беспокоило. Конечно, в таком возрасте не может ничего не болеть, но все держалось в пределах возрастной нормы. Надежда Васильевна сама была врачом и она умела контролировать многие ситуации, связанные с давлением, тахикардией и прочими сбоями организма. Выручала семья: дети, внучки, правнуки, немного не дожила она до рождения праправнука или правнучки. Жизненный багаж накопился солидный, в плане вспомнить был вагон и маленькая тележка.
Родилась Надя в 1921 году под Воронежем, детей в те годы рожали помногу, вернее, всех-всех, никто этот процесс не планировал, все было естественно с божьей помощью. Выживали те, кто были посильнее. Это реально был естественный отбор, иной раз и ребеночек ничем не болел, а подложат младенца на печку к более старшим, а кто-то завалится на малыша и пиши – пропало. Но ничего, мамка уже снова на сносях, не успеешь оглянуться, снова люлька под потолком в избе, малявка орет, корчится, не дает спать подросшим ребятам. Самым старшим, конечно, доставалось больше всех, их не щадили, ими затыкали все дыры, как будто они никогда не были маленькими, часто было очень обидно, но жизнь диктовала свои правила игры. После революции и гражданской войны была масса проблем, которые надо было решать всем сообща, поэтому не было времени на то, чтобы считаться, кто более обижен и ущемлен, а кто менее.
Надежда была самой старшей в семье, пока она не уехала в город учиться, вместе с ней в семье накопилось десять выживших детей. Не трудно представить, что все девять, плюс четыре, почивших в бозе младенца, прошли через руки Надюши. Она была добрая, покладистая. Ей было жалко мать, которая не успевала оправиться от одних родов, так уже готовилась к следующим. Отец пришел с войны с легкой контузией и хромой, он работал на мельнице, уходил с утра, а возвращался затемно. Нежности и ласки дети видели мало. Надя очень хотела учиться, у нее это хорошо получалось. В сельской школе учитель, который окончил гимназию еще при царе, очень хвалил ее. Он пророчил своей лучшей ученице светлое просвещенное будущее, советовал не лениться и по возможности идти дальше. Матери было удобно, когда Надя была дома, она настолько была истощена детьми, что ее мозг отказывался соображать, в принципе. Надежда напротив старалась пойти в школу при любой возможности и в дождь, и в снег. Как-то раз мать встала в позу и сказала ей, что сегодня она в школу не пойдет, надо остаться дома и помогать, как будто не было других старших детей. Но те приспособились отлынивать за Надиной спиной и как всегда уже слиняли в школу, хотя учиться тоже не особо хотели. Надя очень устала от такой жизни и просто сбежала в школу через окно. Потом получила от матери веником, было обидно до слез, но то, что сбежала за знаниями ничуть не жалела. Для себя она вынесла две важные вещи: у нее будет очень мало детей и она будет учиться много и долго, но, чтобы наверняка стать серьезным человеком.
Окончив сельскую школу, Надежда поехала в Воронеж, поступила учиться в фельдшерско-акушерскую школу, по вечерам работала санитаркой в городской больнице, половину зарплаты аккуратно отправляла матери.
Еще в 1870 году в Воронеже открыли фельдшерскую школу при губернской земской больнице. Полтора века назад это учебное заведение стало базовым местом подготовки среднего медицинского персонала в черноземной округе. В ту пору председатель губернского научного общества врачей, организатор бесплатных библиотек для бедных горожан и просветитель Константин Федяевский прикладывал все усилия, чтобы подобная школа появилась в Воронеже. И чудо случилось. Город получил место, где стали готовить медицинские кадры. Сначала в фельдшерской школе могли учиться только юноши в возрасте от 15 до 20 лет. Затем в 1876 году при губернской земской больнице появилась школа повивальных бабок. Она вылилась из родильного отделения медучреждения. Впоследствии учреждение переименовали в фельдшерско-акушерскую школу. И вот, когда к власти пришли большевики, в 1920 году они объединили два обозначенных учебных заведения медицинской направленности, в котором могли учиться и девочки.
Надя окончила медицинский техникум в 1940 году, поработала год акушеркой в городском родильном доме, а в 1941 году жизнь уже не оставляла ей выбора и 20-летняя Надежда Крапивина отправилась на фронт и прошла всю войну от самого начала до самого конца сержантом медицинской службы. Во время войны она познакомилась со своим будущим мужем, Мишей Сергеевым, он был из Москвы, служил в артиллерии. После войны они переехали в Москву, поженились, родилась дочка Таня. Надежда поступила в Первый Медицинский, окончила его с красным дипломом и всю свою жизнь проработала акушером-гинекологом.
Лена добралась до могилы. За загородкой был памятник деда и свежая могила бабушки, на холмике была установлена ее фотография и табличка "Сергеева Надежда Васильевна 1921-2017", вокруг все было усыпано цветами. Бабушка смотрела на внучку и улыбалась своей лучезарной улыбкой, глаза у Лены были такие же, как у бабули, смеющиеся. Что бы ни происходило в жизни, глаза всегда смеялись, наперекор всем невзгодам, трудностям, лишениям и горестям. А хлебнуть пришлось обеим.
Поправив венки и букетики, Елена достала из сумочки свечу, поставила ее рядом с фото и зажгла. Ветра не было, свеча спокойно разгоралась, пламя было ровным. Лена присела на скамеечку, ей вдруг стало так грустно. Вроде бы понятно, девяносто шесть лет, люди, в основном, живут гораздо меньше, но не хотела она мириться с утратой, бабушка была для Лены лучшим другом, для нее и для сестры Маруси. Родители были на работе с утра до вечера, отпуск только летом, в выходные тоже куча дел, потом огород, походы, байдарки, гонка какая-то, все надо было успевать. А бабушка, это был островок счастья. Они жили через дорогу друг от друга, поэтому, когда хотелось сбежать от суеты и нравоучений, всегда была она, любимая, теплая и добрая. Дедушка умер гораздо раньше, Ленке и Марусе было в районе пятнадцати, не выдержало сердце.
В текущем году им с сестрой уже будет по сорок семь. Как быстро пролетела жизнь. Вырос сын Сережа, вот скоро он станет отцом, сделает ее бабкой, уже девять лет младшей дочке Анечке. Все, вроде бы, хорошо, муж Леша заботливый, добрый, ласковый, чего еще надо? Родители слава Богу живы и здоровы. Но иногда где-то в центре организма включался какой-то центр грусти и тоски. А теперь, в день поминовения любимой бабушки все было как никогда остро. С тех пор, как 11 лет назад в ее жизни снова появился Иван Левантовский и так удачно «разрулил» огромный пласт ее жизни, устроив бабулю в хорошую клинику, чем продлил ей и существенно улучшил жизнь. А также произошло рассекречивание тайны всей ее жизни, Сережа узнал, кто его настоящий отец. Иван щедро одарил сына на совершеннолетие шикарной квартирой и домиком в Черногории. В то время Лена почти устроила свою жизнь, они уже жили с Алексеем, стабильность начинала превалировать, причем, стабильность в хорошем смысле, были и деньги, и счастье, и удовлетворение от жизни.
Если бы Иван появился на два года раньше, Лена бы, не раздумывая, приняла его, несмотря на все обиды и переживания, которые он доставил ей. Когда Левантовский понял, что личная жизнь Лены устроена, то он счел необходимым убраться восвояси и не мешать. Самый главный подарок, который подарила ему Лена - это была возможность представиться сыну. С Сергеем он общался достаточно плотно, несмотря на то, что Иван много времени проводил за границей, они даже периодически вместе проводили отпуск на вилле в Петроваце. С Леной за эти 11 лет они не виделись не разу. Скучала ли она? Было трудно сказать. Времени скучать особо не было, росла дочка, взрослел сын. Иван был настолько деликатен, учитывая предыдущий период, когда он "наломал слишком много дров", что Ленке иногда даже было обидно, почему он не ищет ее, не преследует. Неужели, она больше его не интересует? Вот же ж неуемная натура человеческая. «Ты же так хотела, чтобы он исчез навсегда. Вот он исчез. Чего тебе еще надо?»
Догорела свеча, Лена поправила цветы на могилке. Перекрестилась и уже было собралась выйти за ограду. Когда она повернулась, чтобы открыть калитку и выйти наружу, она увидела, что навстречу ей идет еще слегка постаревший и поседевший с момента их последней встречи, но весьма подтянутый и бодрый Иван Николаевич Левантовский в дорогом сером костюме, с огромным букетом роз. Картина была из серии "бойся своих желаний". Лена остановилась, как вкопанная и снова села на скамейку…
Продолжение следует...
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, комментируйте, это очень вдохновляет автора писать так, чтобы радовать своего читателя!